Успехом завершились испытания технологии ADEPT, с помощью которой НАСА надеется безопасно "приземлять" тяжелые посадочные модули на поверхность Красной планеты. По мнению представителей агентства, это означает, что найден безопасный путь доставки на Марс грузов и, в перспективе, людей.

Adaptive Deployable Entry and Placement Technology (адаптивная развертываемая технология ввода в атмосферу и приземления, ADEPT), разрабатываемая НАСА, основывается на развертывании прочного купола из синтетической ткани на основе углеволокна. Он должен будет работать на замедление спуска в марсианской атмосфере, нагреваясь при этом до огромных температур в 1700 градусов Цельсия. Что важно, купол будет развертываться не за спускаемым аппаратом, а перед ним, не только тормозя его, но и одновременно защищая от перегрева. Такой диапазон условий довольно необычен для тканей, и ранее подобных испытаний еще не было.

В ходе недавних испытаний образца в условиях, соответствующих верхним слоям атмосферы Марса, купол разогревали с помощью более чем полуметрового в диаметре сопла. Через это сопло вырывалась раскаленная струя пламени, обеспечившая нагрев до 1700 градусов Цельсия и ударную волну, под воздействием которой должен был раскрываться купол. Все эксперименты закончились успешно. Тканевый ''зонтик'' раскрывался с нужной скоростью, и замеры его прочности до и после испытаний показали неизменность механических свойств.

Следует отметить, что это решение является беспрецедентным в истории освоения космоса. Углеродное волокно никогда не использовалось для подобных систем спуска на Земле, поскольку оно сохраняет механическую прочность до температур в 1600–2000 градусов лишь при полном отсутствии кислорода, что в условиях земной атмосферы недостижимо. В воздухе нагревание до 350 градусов практически молниеносно приводит к частичному окислению микрокристаллов углерода в волокне и деформации последнего.

Может показаться, что разработка НАСА является избыточной – решение задачи замедления спуска и тепловой защиты в условиях Марса возможно и другими средствами. Это уже доказали системы приземления, ранее опробованные агентством для целого ряда его марсоходов. Тем не менее смысл в ADEPT есть, и немалый. Существующие марсоходы весьма легки (до тонны), приземление крупного посадочного модуля с помощью тех же технологий реализовать чрезвычайно затруднительно. Дело в том, что марсианская атмосфера в 100 раз разреженнее земной, в 400 раз уступает по плотности газовой оболочке Титана и в 1000 раз – венерианской атмосфере. Поэтому затормозить трением о нее крупный и тяжелый объект очень непросто, да и сама дистанция торможения оказывается слишком короткой – так мала там высота атмосферного столба.

Между тем как раз сейчас стремление отправить на Марс крупные исследовательские аппараты, а в перспективе и людей, чрезвычайно велико. Недавнее подтверждение существования потоков жидкой воды на поверхности этой планеты, по словам представителей НАСА, означает, что в теории земные растения в ряде мест на Красной планете могли бы расти в простых герметичных парниках, используя марсианский грунт и воду. Ранее, в 2012 году, Германский аэрокосмический центр уже провел ряд опытов, показавших, что лишайники вполне могут выживать на поверхности Марса при существующих там условиях. Проверить такие предположения экспериментально, приземлив менее тонны груза, вряд ли получится – оборудования для подобных экспериментов потребуется немало. Так что уже в ближайшие годы на четвертой планете может найтись много работы для тканевого самораскрывающегося ''зонтика''.

Массажная накидка

Анти-смартфон