Согласно исследованию, проведенному в Техасском университете в Далласе (США), приобретение новых навыков способно значительно улучшить память и некоторые другие когнитивные функции мозга. Свое открытие авторы опубликовали в научном журнале Restorative Neurology and Neuroscience.

По мере увеличения средней продолжительности жизни поддержание умственных способностей в пожилом возрасте становиться все более актуальной задачей. Давно известно, что ведение активного образа жизни и занятие интеллектуальной деятельностью существенно улучшают функции мозга у пожилых людей. Тем не менее, конкретные типы умственной активности и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе этого феномена, оставались неизвестны. Сотрудники Техасского университета провели исследование, позволившее пролить свет на этот вопрос.

Три группы пожилых добровольцев занимались разными типами умственной активности. Первая группа выполняла более сложные задачи, требующие активного обучения: освоение цифровой фотографии или техники лоскутного шитья (квилтинга). Вторая группа занималась делами не требующими активного обучения: путешествиями или приготовлением еды. Третьей группе поручили работу, требующую минимального умственного напряжения: прослушивание музыки, простые игры, просмотр классических фильмов.

Спустя 14 недель, все испытуемые прошли разнообразные тесты, определяющие состояние когнитивных функций мозга. Существенное улучшение наблюдалось только в первой группе. Тесты показали, что у людей, занятых более сложными задачами, улучшилась память. Кроме того, их мозг эффективнее использовал свои ресурсы для решения задач по оценке смысла слов. Функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) показала, что для анализа смысла сложных слов в их мозге активировались зоны, ответственные за внимание и семантический анализ. Однако при анализе смысла простых слов активность мозга была намного ниже. Подобная картина характерна для молодых людей.

У второй и третьей групп мозг активировался одинаково сильно для анализа как простых, так и сложных слов. Таким образом, оказалось, что мозг участников эксперимента из первой группы эффективнее использовал свои ресурсы для понимания смысла слов.

Сделанное сотрудниками Техасского университета открытие указывает на то, что существенно улучшить здоровье стареющего мозга могут только занятия, требующие активного обучения. Простые виды деятельности (игра в давно знакомые настольные игры или путешествия, например) практически никак не сказываются на когнитивных функциях мозга.

 

Массажный шлем

Детские смарт-часы