Агентство DAPRA совместно с Пентагоном и Технологическим институтом штата Джорджия работали над важной задачей – как справиться с ограничениями, связанными с посадкой вертолетов на неровную поверхность. И им удалось найти эффективное решение – роботизированное шасси. Устройство "чувствует" землю и адаптируется к особенностям ландшафта автоматически.

Вертолет можно назвать универсальным транспортным средством, его отличает высокая степень маневренности, комфортная скорость передвижения, а также простота управления в воздухе.

Однако обычному вертолету для взлета и посадки требуется если не специальная площадка, то хотя бы участок земли с очень гладкой поверхностью, в противном случае успешно посадить транспортное средство не удастся.

В начале и при окончании маневров вертолеты должны сохранять определенную высоту, чтобы поддерживать корректную работу несущего винта. В результате многие из летательных аппаратов во время загрузки или выгрузки людей или груза на борт зависают в воздухе на небольшой высоте, что требует достаточно высокой квалификации и сопряжено с большой нагрузкой на пилота.

Конечно, вертолетная промышленность развивается достаточно успешно, но большинство моделей до сих пор оснащены примитивными шасси или простыми салазками – подобными тем, что использовались еще во времена братьев Райт. Автоматический механизм DARPA может совершить революцию в этой области. Совсем недавно вблизи Атланты (штат Джорджия, США) беспилотный вертолет смог произвести успешную посадку на пересеченной местности именно благодаря новому шасси. Устройство представляет собой четыре железных мобильных "ноги", все они независимы друг от друга и работают на шарнирах. Каждая "нога" оснащена датчиком контакта с землей и посылает информацию на общий компьютер. Специальная программа обрабатывает данные, в режиме реального времени анализирует текущие особенности ландшафта и определяет лучшие углы сгибания для каждой из них. Как итог – безопасная посадка на неровных поверхностях. Шасси автоматически убирается после взлета и выпускается перед посадкой.

По словам DARPA, это устройство помогает сохранить стабильность транспортных средств и значительно снижает риск удара ротора о землю. Новое шасси легко установить, вес летательного аппарата от наличия механизма изменится несильно. Зато риск повреждений от посадок в сложных условиях снизится на 80 процентов. Также вертолет можно будет посадить на 20-градусном склоне (с обычным шасси – только на 10-градусном) и палубе корабля без помощи (сегодня для посадки на корабль с вертолета спускают специальную лебедку, с помощью которой его, по сути, притягивают к поверхности).

В данный момент роботизированные шасси проходят стадию активных испытаний. Если все пройдет успешно, то в скором времени технология выйдет на рынок и начнет широко использоваться на пилотируемых аппаратах.

Вечная ручка Pininfarina

Чехол-аккумулятор