В 2011 году компании Lockheed Martin и Kaman представили на войсковых испытаниях в Афганистане грузовой беспилотный летательный аппарат K-MAX. Там он показал способность эффективно доставлять боеприпасы солдатам, находящимся под огнем. Однако после сокращения американского контингента в этой стране робовертолет рисковал остаться не у дел. К счастью, теперь он приобрел надежную мирную профессию.

K-MAX – необычный вертолет, построенный по схеме синхроптера. Так называют вертолеты, у которых втулки двух больших винтов расположены на небольшом расстоянии и вращаются в противоположных направлениях (как у Ка-52). Но в отличие от российской машины, их плоскости вращения при этом пересекаются. Чтобы они не разрубили друг друга, вращение винтов синхронизировано жесткой механической связью между их валами.

В беспилотной версии K-MAX поднимает до 2,7 тонны груза и способен доставить его на расстояние до 500 километров. Правда, такая схема ограничивает его скорость до 185 км/ч (на большей скорости растут потери из-за жесткой связи между валами), зато такой вертолет прост в управлении. Поэтому машиной может управлять даже не самый опытный удаленный оператор. В принципе, она способна и сама летать по заранее заложенному маршруту и даже проводить посадку и взлет.

В ходе демонстрации возможностей дрона-пожарного он набирал по 2,7 тонны воды из обычного пруда, а затем оперативно доставлял ее к учебному очагу пожара, после чего выпускал жидкость точно в заданную точку. Прицельность тушения при этом оказалась существенно выше, чем у самолетов, обычно используемых для таких целей.

Lockheed Martin полагает, что K-MAX можно будет использовать не только для тушения пожаров, но и для доставки дополнительного оборудования для наземной пожарной команды и слежения за новыми очагами возгорания с воздуха.