Недавно мы рассказали о семи Sci-Fi-фильмах советской эпохи. Разумеется, рассказать обо всех шедеврах в одной статье – задача невыполнимая, поэтому сегодня продолжаем знакомство с лучшими представителями жанра.

"Космический рейс"

Этот немой фильм, снятый Василием Журавлевым, вышел в далеком 1936 году, но с научной точки зрения исполнен был практически безупречно: даже сегодня устаревшими выглядят лишь пара деталей.

По сюжету летом 1946 года готовится первый полет на Луну. Тестовые попытки не были успешными: запущенный в космос кролик погиб, а летевшая на второй ракете кошка бесследно пропала. Но ученые не сдаются, и наконец на борт ракетоплана "Иосиф Сталин" поднимаются люди – создавший его академик Павел Седых с ассистенткой Мариной и тайно попавшим на корабль юным изобретателем Андрюшей Орловым.

В создании сценария принимал участие Константин Эдуардович Циолковский, он же консультировал съемочную группу и даже сделал 30 чертежей ракетоплана специально для фильма. Благодаря этому "Космический рейс" даже сегодня выглядит достоверным. Сцены, где персонажи пребывают в невесомости, исполнены настолько реалистично, что несколько десятков лет спустя настоящие космонавты поражались: эти кадры будто и в самом деле снимались в кабине "Салюта".

"Тайна двух океанов"

В Тихом океане взрывается французский теплоход "Виктуар". В то же время в Атлантическом гибнет советский теплоход "Арктика", и, конечно же, обе страны заинтересованы произошедшим. СССР отправляет подводную лодку "Пионер" для выяснения обстоятельств. Подлодка уникальная: помимо огромной глубины погружения, она обладает фантастическим вооружением… вот только даже на такую крепость может пробраться шпион.

Двухсерийный фильм снят по мотивам одноименного романа Григория Адамова, однако сюжеты имеют множество кардинальных отличий вплоть до трактовки самой "тайны". Примечательно, что в оригинальном романе четко называются национальности героев. В фильме же национальное деление отсутствует, хотя "книжный" японский капитан Маэда в экранизации выглядит несомненным азиатом.

"Солярис"

Пожалуй, это один из тех фильмов, что в представлении не нуждается. Андрею Тарковскому удалось создать шедевр, который вошел в историю не только советской, но и мировой фантастики, этот успех подтвердил Гран-при Каннского кинофестиваля.

Картина, состоящая из двух равных частей, снята по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Впрочем, Тарковский в значительной мере переработал сюжет, из-за чего они "здорово поругались", как говорил сам Лем. Дело в том, что режиссер поставил перед собой задачу показать зрителю, что космос "противен и неприятен", на Земле жить куда лучше. Лем же писал об обратном, и им так и не удалось придумать такой сценарий, который удовлетворил бы обоих. Впрочем, время показало, что Тарковский действительно знал, как снять "Солярис" интересно.

Группа ученых, в течение нескольких лет исследующих покрытую Океаном планету Солярис, посылает странные и малопонятные отчеты. В конце концов на космическую станцию отправляют психолога Криса Кельвина, который должен выяснить, в чем причина этих невразумительных сообщений, и положить конец исследованиям. Сначала он думает, что те немногие выжившие, что остались на станции, сошли с ума, однако вскоре и сам становится жертвой Океана: он видит свою жену Хари, которая покончила с собой на Земле.

"Человек-амфибия"

В 1928 году Александр Беляев опубликовал роман "Человек-амфибия", который стал одним из самых известных научно-фантастических произведений эпохи СССР. Создание фильма по нему было лишь вопросом времени: несколько десятилетий режиссеров отпугивали сложные технические условия, при которых должна была проходить съемка. В 40-х годах за него хотел взяться Голливуд, но опять же по техническим причинам фильм так и не был создан. В газете "Нью-Йорк таймс" отмечали, что реализация оказалась не по зубам даже Уолту Диснею.

Наконец в 1961 году за сценарий взялись режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский. Съемки проходили с мая по декабрь того же года в бухте Ласпи Крымского полуострова, а сцены, где по книге действие происходит в Буэнос-Айресе, были отсняты в Баку. Из-за сложности подводных съемок неоднократно опасности подвергались актеры, их дублеры и даже съемочная группа. Консультант съемочной группы, чемпион СССР по подводному плаванию Рэм Стукалов, из-за несчастного случая получил кессонную болезнь, когда остался на длительное время без акваланга и был вынужден постоянно всплывать на поверхность.

Согласно сюжету, доктор Сальватор спасает мальчика со слабыми легкими, пересадив ему жабры молодой акулы: только так он смог выжить, но теперь ему приходится жить в море, лишь на время выходя на сушу. Доктор, заменивший ему отца, называет его Ихтиандром. Но долго скрывать существование мальчика-рыбы не удается: рыбаки и ловцы жемчуга распускают слухи о "морском дьяволе", который разрезает рыбацкие сети и плавает верхом на дельфине. Находятся и те, кто хочет извлечь из "дьявола" выгоду, и на Ихтиандра начинается охота.

Фильм, вопреки прогнозам скептиков, быстро стал популярным, а со временем превратился в классику жанра.

"Его звали Роберт"

Кто не мечтал о двойнике-роботе? На него можно переложить все скучные дела, а самому заниматься куда более интересными вещами… Хотя это сюжет, скорее, всем известного "Электроника". В фильме "Его звали Роберт" главный герой, ученый Сергей Сергеевич, создает робота РБ-235 для более ответственной миссии – изучения дальних уголков космоса, недоступных простому человеку.

Но робот настолько похож на своего создателя, что ученый не может удержаться от проведения эксперимента: как робот будет адаптироваться в обществе людей? Для этого РБ-235, названный Робертом, отправляется на свидание с Таней, невестой одного из подчиненных Сергея Сергеевича, но что-то идет не по плану…

Этот фильм явно не для любителей спецэффектов, поскольку в фильме их практически нет. С кучей взрывов было бы далеко не так интересно наблюдать за Сергеем Сергеевичем, пытающимся отринуть все чувства и предвзятость ради науки, и Робертом, который изо всех сил старается стать человеком. Картину оценили не только советские зрители: в 1969 году, через два года после выхода в прокат, "Его звали Роберт" получил премию "Золотой шар" на миланском фестивале фантастических фильмов.

"Гиперболоид инженера Гарина"

Снятый по одноименному роману Алексея Толстого, этот фильм рассказывает о талантливом, но маниакальном инженере Петре Гарине. Благодаря наработкам профессора Манцева ему удалось создать гиперболоид – оружие поразительной силы, генерирующее мощный тепловой луч. В отличие от героев большинства советских фильмов, Гарин не использует это изобретение во благо Советскому Союзу и светлому будущему, а решает с его помощью стать правителем всего мира.

Примечательно, что автор романа ошибся в терминологии: гиперболоид должен был называться параболоидом. Вслед за черно-белым фильмом 1965 года последовал четырехсерийный ремейк под названием "Крах инженера Гарина" (1973). Хотя там и исправили ошибку в названии оружия (то есть весь фильм именовали его просто аппаратом, не упоминая конкретного названия), он получил низкие оценки как от критиков, так и от зрителей.

"Девять дней одного года"

Два ученых-ядерщика, экспериментатор Гусев и теоретик Куликов, давние друзья. Они не только работают вместе, но и любят одну девушку. Когда Гусев возглавляет научные исследования, начатые еще его учителем, он получает необратимую дозу радиации. Врачи утверждают, что ему нужно прекратить работу, но он продолжает, скрывая болезнь ото всех, кроме Куликова.

Даже несмотря на то, что фильм драматический, несколько особенно мрачных моментов режиссеру Михаилу Ромму пришлось убрать из финальной версии картины из-за требований цензуры.

По версии журнала "Советский экран" это лучший фильм 1962 года. Частично основанный на реальных событиях, он отражает свойственное шестидесятым противопоставление науки и искусства. Главные герои работают над созданием ядерного оружия, но акценты расставлены так, что в центре внимания оказываются проблемы не физики, а человеческих отношений и морали.

Детские смарт-часы

Расческа Majestic