Кристал Чао (Crystal Chao) из Технологического университета Джорджии (США) отрабатывает принципиально новые методы общения между людьми и роботизированными системами. Ключевые навыки, которые нужно усвоить последним, по ее мнению, – умение говорить, не дожидаясь, когда закончит речь живой собеседник.

"При общении с Siri или любым другим программным обеспечением, призванным распознавать голос или выполнять голосовые команды, в конце каждого ''раунда'' разговора звучит звоночек – знак того, то программа закончила слушать или говорить. На первый взгляд, это разумное поведение, позволяющее лучше усваивать информацию от собеседника, не перебивая его. Однако между собой люди так не общаются, – замечает Кристалл Чао. – В итоге даже при разговоре с самыми современными программами для общения с людьми (чатботами) не бывает ощущений, возникающих во время разговора с человеком. Скорее это похоже на пошаговую стратегию, когда человек говорит в свой ход, а чатбот – в свой".

Идея Чао в том, чтобы превратить это общение в аналог стратегии реального времени, когда компьютер не будет ждать ''своего хода''. Услышав паузу в разговоре, он должен будет сказать собственную фразу, исходя из того объема информации, что получил ранее.

Более того, чтобы у пользователя-человека возникли такие же ощущения, как при общении с другим человеком, иногда программе разрешается даже перебивать собеседника. Для ПО разработано два комплекса ''настроений''. В первом, ''активно-эгоцентричном'', оно ведет диалог более настойчиво, вставляет свои фразы при малейшей паузе, чаще перебивает. Во втором, ''пессимистичном'', ПО менее склонно доминировать в разговоре, делает более длинные паузы и почти не перебивает человека. Между этими двумя состояниями запрограммировано несколько ''переходов'', позволяющих модулировать ''настроение'' системы.

В презентационном видео речь робота для простоты в основном наполнена так называемым детским лепетом, искаженными словоформами, специально упрощенными для того, чтобы на них было проще отрабатывать алгоритмы формирования ''эмоционально насыщенной'' речи. Следует отметить, что сходным образом обучаются говорить и маленькие дети, вначале усваивающие эмоциональные аспекты ведения диалога, пусть и с не всегда точными словоформами. Лишь затем они переходят к полностью артикулированной и осмысленной речи:

Такая модуляция, похожая на перепады настроений обычного человека, призвана сделать системы, общающиеся с людьми, более привлекательными в их глазах. В конечном счете они помогут не испытывать трудности, схожие с теми, что возникают при общении с существующими системами распознавания речи и чатботами. В перспективе новый ''эмоциональный'' стиль диалога может быть использован для обработки голосовых команд для роботов и различных компьютерных программ.

Очищающая салфетка