Когда где-либо встречается слово "дрон", то зачастую возникают ассоциации прежде всего с новейшими разработками в области хай-тека, с теми образами супероружия и гипертехнологий, которые так широко растиражированы в масс-медиа и кинофильмах последних лет. И мало кому вспоминается то, что подобные аппараты появились совсем не десяток лет назад и применяться впервые начали вовсе не в ходе дистанционной борьбы американцев с талибами в Афганистане.

Безмоторные беспилотники

Для того чтобы увидеть, что все началось гораздо раньше, достаточно заменить "модный" в СМИ и интернете термин "дрон" на более традиционное понятие БПЛА – беспилотный летательный аппарат, летательный аппарат без экипажа непосредственно на его борту.

Мысль о создании воздушного аппарата без экипажа появилась задолго до ХХ века, который стал по-настоящему временем воздушных войн и ударов с воздуха. И первое применение подобных летательных аппаратов состоялось даже задолго до самого появления военной авиации, во времена расцвета воздухоплавания.

Первое зафиксированное историками применение аэростатов в войне относится к периоду 1848–1849 годов – ко времени венецианской революции, попытки выхода Венеции из-под власти Австрии и провозглашения Венецианской республики.

В то время австрийские войска взяли в кольцо Венецию, но столкнулись с трудностями осады и, в частности, с невозможностью использования тяжелой осадной артиллерии. И именно артиллерист, лейтенант Франц фон Юхатик, предложил идею бомбить город с воздушных шаров. По его плану, аэростаты нужно было пускать по ветру в сторону осажденного города, и в момент прохождения над целью специальное механическое устройство должно было сбросить бомбу со шрапнелью.

Командовавшего австрийскими войсками маршала Йозефа Радецкого предложение лейтенанта заинтересовало, он приказал попробовать, и 12 июля 1849 года первые два бомбардировочных аэростата были выпущены по Венеции. Из-за сменившегося направления ветра бомбы не достигли цели. Тем не менее бомбардировки продолжились, и встречаются сведения об участии в них до 200 аэростатов.

Эффект от этой бомбежки был небольшим, вся эта история осталась для мира малозаметной, но, так или иначе, видимо, именно ее обоснованно можно считать первым практическим применением БПЛА в войне.

Среди крайне разнообразных изобретений серба по происхождению Огнеслава (Игнатия) Степановича (Стефановича) Костовича, сделавшего очень многое для воздухоплавания в России, был и проект "воздушного торпедо".

Рисунок "Бомбардировка с аэростата вражеской крепости. Проект О.С. Костовича".

Из моли в пчелу и прочие "беспилотные насекомые"

Музейное фото аппарата Кеттеринга.

Американец Чарльз Франк Кеттеринг, инженер-новатор и известный изобретатель, создавший систему аккумуляторного зажигания, электростартер, двигатель-электрогенератор, в первом десятилетии прошлого века предложил в виде оружия летательный аппарат, который, по идее его создателя, в ударе по противнику должен был управляться не пилотом, а часовым механизмом.

В нужный момент механизм должен был сбросить крылья, а аппарат, соответственно, упасть на врага. Кеттеринг действовал в полном соответствии со своим высказыванием: "Мои интересы находятся в будущем, потому что я собираюсь провести там оставшуюся часть моей жизни". Реальное массовое применение аппаратов, близких к идее дрона, в самом деле было лишь в будущем. В историю аппарат Кеттеринга вошел не только под названием "Жук", но и как "Орел свободы".

Фото аппарата Кеттеринга.

Кеттерингу было выделено на его разработку финансирование из армейского бюджета, он создал несколько рабочих моделей. В работах по созданию "летающей бомбы" приняли участие один из пионеров авиации Орвил Райт и создатель первого в истории автопилота Сперри. Райт консультировал Кеттеринга в вопросах аэродинамики, а Сперри был важен в качестве признанного специалиста в области гироскопических систем, поскольку армия США в то время не имела опыта в их применении.

Впрочем, через некоторое время после проведения испытаний впечатляющий проект перестал привлекать интерес военных. Соответственно, в Первой мировой войне эти первые в истории "доведенные до полета" самолеты-беспилотники участия не приняли. Тем более что готовы они были уже к ее концу, в 1917 году.

К несомненным плюсам беспилотника Кеттеринга относили его очень невысокую стоимость и возможность атаки такими аппаратами крупных целей на территории противника, к примеру мест сосредоточения войск, живой силы, крупных промышленных объектов и городов.

Упомянутый выше Элмер Амброуз Сперри, основываясь на своих работах по гироскопическим системам для боевых кораблей, еще до начала войны, в 1910 году, высказал идею применения гироскопа и для беспилотного управления самолетом.

Фото "Автоматический аэроплан" Hewitt-Sperry, 1918 год.

Сперри, его сын Лоуренс и Питер Купер Хьюитт, известный как изобретатель первой лампы ртутного пара, в 1916 году предложили флоту США свои разработки по беспилотнику – "летающей торпеде".

Американский флот, по традиции субсидировавший свои собственные исследовательские программы независимо от армии, создал комиссию по анализу предложения. В результате ее работы была признана недостаточность точности беспилотника при атаке по кораблям, даже неподвижным – цель была слишком мала. Однако одновременно был высказан интерес к применению его по береговым объектам, более крупного размера.

Через год, уже после вступления Америки в войну, Сперри получил на свои разработки даже не 50 тысяч долларов, как запрашивал, а в четыре раза больше, а также пять летающих лодок для экспериментов с автопилотом. Эти средства выделялись на разработку аппаратов двух видов – как полностью непилотируемого, так и радиоуправляемого.

Хотя Первая мировая война уже заканчивалась и "автоматические аэропланы" явно не успевали поучаствовать в ней, интерес руководства американского флота к ним не угасал. И после окончания войны финансирование работ Сперри продолжалось до 1922 года. Тем не менее уровень развития техники того времени еще не позволял добиться стабильного полета в автоматическом режиме.

Новинки Сперри и Кеттеринга были "одноразовыми". Эта идея в дальнейшем была реализована в крылатых ракетах и в летательных аппаратах для камикадзе с пилотируемым полетом "в один конец". А вот дрон (или БПЛА) многоразового применения впервые появился ближе к середине 30-х годов прошлого века.

В его основу британские инженеры положили популярный тогда биплан DH.82 "Тигровая моль". Обе пилотские кабины были закрыты обтекателями, вместо пилотов самолетом управляли с земли или с корабля дистанционно. Построенные четыре сотни машин Queen Bee (в переводе с английского – "Королевская пчела", или "Царица роя"), а именно так назвали беспилотник, служили летающими мишенями для обучения зенитчиков британской береговой артиллерии задолго до середины Второй мировой.

Фото "Queen Bee в полете и система управления им с земли".

Фото "Поплавковый вариант Queen Bee и У. Черчилль".

Фото "Queen Bee".

Фото сохранившегося Queen Bee на авиабазе Королевских ВВС Хенлоу.

Что интересно, в Советском Союзе в те же предвоенные годы также велись работы по созданию телеуправляемых самолетов. Это представляет большой интерес с точки зрения вклада в процесс создания БПЛА. Как продолжилась разработка дронов в мире, в частности в СССР, мы расскажем в следующей публикации.

Телевизор Samsung UE49KS8000U

Очищающая салфетка