В Технологическом институте штата Джорджия запустили тестирование нового компьютера Watson Engagement Advisor. Машина умеет распознавать естественную речь и давать ответы на самые разнообразные вопросы.

Как же выглядят сами опыты? Двадцать четыре студента разбиваются на 6 групп по 4 человека и в течение семестра работают над своими собственными проектами, изучая взаимодействие компьютеров и людей. Исследования ведутся под руководством Ашока Гоэля (Ashok Goel), профессора Технологического института в сфере программирования и вычислительных разработок. Он обнаружил, что компьютер обладает способностью быстро учиться и подражать естественному поведению человека. В научном мире это называется биомиметикой, а в мире обывателей – искусственным интеллектом.

В рамках научного проекта студенты отдают "Уотсону" на обработку несколько сотен статей по биологии из интерактивного хранилища Biologue и 1200 вариантов вопросов и ответов. Затем компьютеру задавали вопросы о том, что он "узнал" о таких областях, как инженерное дело, архитектура и вычислительная техника.

Вот некоторые примеры вопросов и ответов.

"Как усовершенствовать процесс опреснения морской воды?"

Ответ: чайки могут отфильтровать морскую соль с помощью специальных желез.

"Как разработать улучшенные солнечные батареи для длительного пребывания в космосе?"

Один из ответов: использовать изоляционный волокнистый материал для регулирования температур, как это делают растения в суровых климатических условиях.

"Уотсон" оказывал студентам эффективную помощь в решении непростой задачи сортировки информации. Самостоятельно обработать такой большой объем статей было бы практически невозможно. К тому же навигация в системе не составит абсолютно никакого труда – ответы и вопросы разобраны по темам, в которых легко разберется даже новичок.

Действие машины аналогично реакции поисковика Google на запрашиваемую вами информацию. Только вместо множества ссылок, которые пользователь вынужден открывать вручную, ответ на вопрос появляется автоматически и сразу же.

Гоэль считает, что такой метод работы позволит специалистам в различных областях моментально получать ответы, как в живой беседе с человеком. Особенно полезным будет внедрение "Уотсона" в сферу онлайн-обучения и здравоохранения. Работа уже была представлена на осеннем симпозиуме Ассоциации по улучшению искусственного интеллекта (AAAI) 2015 года по когнитивному содействию в правительстве США.