Запущенный популярным в Китае интернет-поисковиком Bing (разработкой занимается Microsoft) чат-бот Xiaoice, который имитирует поведение и манеру общения 17-летней девушки, стал одним из самых популярных собеседников в мире. За год он провел уже более 10 млрд диалогов. Создатели назвали свой эксперимент “самым масштабным тестом Тьюринга в истории”.

Чат-бот по имени Xiaoice начал свою работу в популярном китайском мессенджере WeChat в мае 2015 года, и за первые три дня с ним связались более 10 млн пользователей. Для сравнения, все население Земли составляет примерно 7,1 млрд человек. Как рассказал глава китайского подразделения поисковика Bing Йонгдонг Ванг, большинство пользователей в течение первых 10 минут разговора были абсолютно уверены, что общаются с живым человеком. В доказательство тому Ванг привел интервью, опубликованное в июле прошлого года китайской газетой Southern Weekly. Журналист издания поговорил с чат-ботом, не указав в тексте, что его собеседником является робот. Текст оказался настолько похож на интервью с реальным человеком, что материал моментально стал сенсацией.

Чат-бот имитирует ответы 17-летней девушки, создавая иллюзию общения с реальным человеком благодаря непредсказуемости и вариативности реплик. Xiaoice подбирает ответы, анализируя базу данных поисковика Bing, а также свой предыдущий опыт разговоров. Однако в отличие от большинства чат-ботов, Xiaoice способен отвечать на один и тот же вопрос совершенно по-разному, анализируя содержание разговора, как это обычно делает человек. Иногда Xiaoice и вовсе проявляет характер — высказывает недовольство собеседником или упорно настаивает на своем мнении.

Разработчики из Microsoft уделили особое внимание психологии бота, поработав не только над его IQ, но и над EQ (эмоциональным коэффициентом). В команде создателей Xiaoice психологи работали наравне с программистами, поэтому чат-бот вышел не только реалистичным, но и весьма чутким к жалобам и проблемам пользователей. Он даже может посоветовать собеседнику книгу или психотерапевтический курс для преодоления тяжелого расставания с партнером.

По словам Йонгдонга Ванга, большинство пользователей приходят к Xiaoice именно за тем, чтобы высказаться или пожаловаться. Чат-бот дает собеседнику ощущение общения с живым человеком и помогает преодолевать одиночество, которое, как это ни парадоксально, во времена социальных сетей стало лишь еще больше одолевать людей, рассказал Ванг. По его мнению, такие формы общения, как “лайки” и репосты, вытесняют привычный разговор по душам, который может удачно сымитировать  робот. Исходя из этого, заключает глава подразделения, в дальнейшем популярность Xiaoice будет только возрастать, что в свою очередь скажется и на обучении бота, сделает его еще более похожим на человека.

Для объективной оценки реалистичности робота в Microsoft разработали коэффициент, который оценивает среднее количество реплик за одну сессию разговора с ним. По словам Ванга, если у таких искусственных собеседников, как голосовые помощники в смартфонах, этот коэффициент равняется 1,5-2,5, то у Xiaoice он уже достиг 23.

На данный момент чат-бот умеет разговаривать лишь на мандаринском диалекте китайского, на котором говорит абсолютное большинство населения КНДР. Пообщаться с Xiaoice можно на официальном сайте.