Команда историков искусства из двух голландских музеев Мауриция и Рембрандта – объединилась с группой технологов Microsoft и Дельфтского технологического университета (Delft University of Technology). Результатом их 18-месячной совместной работы стал проект The Next Rembrandt  компьютерная система, которая рисует новые картины, в совершенстве копирующие стиль Рембрандта.

Искусствоведы проанализировали все известные работы художника (свыше 300 картин) с помощью техники 3D-сканирования в высоком разрешении, чтобы ухватить все мельчайшие детали изображения. Благодаря этому им удалось создать алгоритм, способный почти со 100-процентной точностью воспроизводить стиль знаменитого мастера. Результаты расчетов системы были выведены на трехмерный принтер, который сумел написать картину с помощью 13 слоев ультрафиолетовых чернил.

Итог работы — портрет человека XVII столетия, который выглядит в точности так, как его нарисовал бы Рембрандт. Картина состоит из 148 млн пикселей, рассчитанных на основе 160 тыс. фрагментов работ голландского художника.

Разумеется, такая технология открывает широкие возможности для подделки предметов искусства, однако цель заключалась вовсе не в этом. Данная разработка основана на концепции амстердамского рекламного агентства J Walter Thompson, созданной для его клиента, банка ING Bank.

Целью компании было исследование инноваций в области искусства, и, вполне очевидно, J Walter Thompson удалось ее достичь. Искусство и алгоритм уже давно тесно связаны, но голландская разработка существенно расширяет границы того, что прежде считалось нереальным. Новые возможности влекут за собой множество этических вопросов, которые еще предстоит решить. Например: кому принадлежит авторское право на произведение, созданное компьютером? Прежде различие между компьютерным и рукотворным изображением сводилось к признанию уникального почерка художника, например его технике мазка и текстуре, которые до этого момента были индивидуальны для каждого человека.

Проект The Next Rembrandt доказал, что граница между компьютерным и рукотворным произведением искусства легко размывается, и нам еще предстоит разобраться, как относиться к этой новой данности современной эпохи.