Сегодня электромобили компании Илона Маска стоят от 71000 до 143000 долларов. Чтобы поправить ситуацию, в 2017 году Tesla выпустит бюджетный электрокар. Но сможет ли он устоять под натиском дешевых конкурентов из Поднебесной?

Model 3, которую обещают выпустить в 2017 году, будет стоить 35000 долларов, заявляют разработчики, и при этом сохранит значительную дальность поездки на одной электрозаправке. Речь идет о примерно 320 километрах, что означает необходимость в аккумуляторах емкостью как минимум 40–50 киловатт-часов. Такие накопители на сегодняшнем рынке стоят примерно 20000 долларов, что означает высокую себестоимость Tesla Model 3. В то же время известно, что у китайских производителей снижение себестоимости почти всегда получается лучше, чем у американских, покупающих электроэнергию и рабочую силу по более высоким расценкам.

Уже сегодня в КНР разрабатываются такие концепты, как Le* Car, проект которого финансируется китайским миллиардером, а разработку ведет Том Нии (Tony Nie) из Lotus Engineering. Судя по представленным эскизам, речь идет о копировании Model S с незначительными стилистическими изменениями. Другой миллиардер из той же страны финансирует создание Youxia Ranger X, которая, как считается, и вовсе будет полной копией Model S, вплоть до миллиметра в расстоянии между передней и задней осью автомобиля. Оба клона обещают вывести на рынок в 2017–2018 годах.

При этом китайцы намерены удешевить конструкцию, применив менее мощные моторы: Youxia Ranger X, например, будет иметь мощность всего в 348 лошадиных сил, из-за чего разгон до 100 км/ч займет у нее 5,5 секунды, что больше, чем у оригинальной Model S. Однако за счет меньшей мощности моторов дальность хода на одной зарядке обещано увеличить до 450–460 километров, что даже чуть лучше, чем у американского оригинала.

От континентальных китайцев не отстают и островные: тайваньская Thunder Power обещает выпустит электромобиль в том же стиле с дальностью хода едва ли не до 600 километров. Более того, тайваньцы уже привлекли к этой работе инженера, ранее работавшего над Bugatti Veyron и другими суперкарами. Продажи новинки намечено начать в 2017 году. При этом стоить она будет примерно 63000 долларов, что в ценовом отношении поместит ее между Model S и Model 3 – вот только по запасу хода китайская копия может превзойти любую из этих машин.

Как известно, обычные авто китайцы копируют довольно систематически. Стопроцентная копия кроссовера Range Rover Evoque (в оригинале стоящего 60000 долларов) уже вышла в Китае под названием Land Wind X7 (21000 долларов), и попытки судебного преследования копиистов провалились, поскольку китайские законы не признают дизайн автомобиля интеллектуальной собственностью.

Определенно, проблемой китайских компаний, намеревающихся скопировать машины Tesla, является то, что создать автомобильную компанию с нуля очень непросто: речь идет об огромных затратах времени и денег. Проблемы с качеством у китайских производителей тоже давно известны, что, скорее всего, замедлит их продвижение на развитых рынках.

Однако на одном рынке китайцы вполне способны выиграть гонку с Маском. Речь идет о рынке КНР, где продается больше автомобилей, чем в какой-либо другой стране мира. В Китае высокие ввозные пошлины на авто, отчего и без того недешевая Tesla стоит здесь 100000 долларов и дороже, и даже Model 3 будет дороже 40000 долларов.

Поэтому пока продажи в КНР у американской компании очень малы, всего 3500 электрокаров в год, намного меньше, чем у китайских электромобилей BYD и BAIC. Пожалуй, единственным шагом, который может переломить ситуацию, может стать строительство собственного завода Tesla в Китае. Он определенно снизит и себестоимость электромобиля, и таможенные барьеры на его пути к китайскому рынку. Илон Маск уже заявил о том, что у него есть такие планы, но хватит ли внимания бизнесмена, активно задействованного еще и в космической индустрии, еще и на этот проект, пока не ясно.

Интимный Surprise Box