Подборка смелых, нестандартных и порой забавных разработок авиационных конструкторских бюро США и России.

Гиперзвуковой глайдер Falcon HTV-2

Falcon HTV-2 – экспериментальный ракетоплан, который разрабатывает Агентство Министерства обороны США по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) в рамках проекта Falcon. Дистанционно управляемый беспилотник должен перемещаться со скоростью 21 тысяча километров в час (то есть свыше 20 Маха в верхних слоях атмосферы). Это позволит ему достигать любой точки на планете и сбрасывать снаряды в течение лишь одного часа после взлета. Однако пока оба проведенных теста прошли неудачно, и финансирование проекта было сокращено.

Гиперзвуковая крылатая ракета X-51 Waverider

X-51 Waverider, совместная разработка компаний Boeing и Pratt & Whitney Rocketdyne, была направлена на преодоление скорости в 6 Маха. Это значительно превышает возможности всех современных военных воздушных судов. Запуск ракеты осуществляется со стратегического бомбардировщика B-52. Когда Waverider оказывается в свободном полете, воздушно-реактивный двигатель на углеводородном топливе разгоняет ее до сверхзвуковых скоростей. Первый успешный тест крылатой ракеты состоялся в мае 2013-го. Очередное испытание планируется провести ближе к концу этого года. ВВС США предполагают использовать технологии X-51 для создания HSSW – высокоскоростной ракеты, которая попадет на вооружение в середине 20-х годов.

Разведывательный беспилотник RQ-3 Darkstar

Сейчас о дронах говорят повсюду, но сама их идея отнюдь не нова. Авиастроительная компания Lockheed-Martin предложила подобный концепт еще в начале 90-х годов прошлого века. Сверхсекретный проект под кодовым названием Darkstar ("Темная звезда") предполагал создание беспилотного разведывательного дрона-невидимки; первые испытания RQ-3 прошли в 1996 году. Однако аэродинамические качества дрона так и не удалось довести до совершенства, к тому же Darkstar требовал дополнительного финансирования, а результатов показывал мало. В итоге в конце 90-х Министерство обороны закрыло проект. Однако ходят упорные слухи о том, что RQ-3 все же довели до ума и применяли для проведения секретных операций, в частности в 2003 году во время вторжения в Ирак.

Палубный истребитель СУ-47 "Беркут"

Идея подобного истребителя родилась в СССР еще в 80-е годы прошлого века, однако в связи с недостатком финансирования и распадом Союза проект был отложен в долгий ящик. Наконец в 1999-м новый самолет был представлен на авиасалоне МАКС. Уникальные особенности фюзеляжа и крыло обратной стреловидности давали СУ-47 беспрецедентную маневренность на скорости свыше 1 Маха. Однако "Беркут" был лишь экспериментальным судном, предназначенным для проверки новых наработок. И хотя сам проект сейчас закрыт, СУ-47 стал демонстрационным прототипом многих продвинутых технологий, которые позже были использованы в СУ-35 и ПАК ФА Т-50.

Тяжелый бомбардировщик Northrop XB-35

Авиаконструкторы постоянно стремятся улучшить аэродинамические свойства своих самолетов. В 40-е годы минувшего столетия прорывом в этой сфере стала конструкция типа "летающее крыло". ВВС США поручили компании Northrop разработать бомбардировщик на основе этой концепции. Результатом стал XB-35. Но, как выяснилось со временем, первый тестовый полет нового самолета оказался единственным, который прошел без проблем. Винты XB-35 постоянно выходили из строя, перед полетом их приходилось раскручивать вручную. Не помогла даже замена винтовой схемы. Потом начали отказывать вентиляторы в системе охлаждения двигателей, и все испытания бомбардировщика пришлось прекратить. В 1949-м XB-35 были демонтированы.

Беспилотная орбитальная лаборатория Boeing X-37B

Совместный проект НАСА и Министерства обороны США, X-37B предназначен для проведения разведывательных задач, доставки грузов в космос и обратно на Землю, а также, по некоторым данным, для перехвата чужих космических кораблей. Разработка орбитального судна началась в 1999 году. На сегодняшний день оно совершило уже три полета в космос; четвертая миссия началась в мае этого года и продолжается до сих пор. В целом X-37B налетал свыше 700 дней. На орбиту он выводится с помощью ракеты-носителя, на Землю возвращается самостоятельно, садясь как обычный самолет. Поскольку в 2014-м проект был передан в ведение DARPA, сейчас он засекречен, и точных данных о деятельности лаборатории нет. По заявлению ВВС США, на X-37B ведутся испытания нового двигателя и тестирование материалов в условиях космоса.

"Летающий блинчик" Vought V-173

Один из самых необычных экспериментальных самолетов периода Второй мировой войны, Vought V-173, получил свое прозвище за нехарактерную для воздушных судов округлую форму. Воплотивший в себе концепцию вертикального взлета и посадки, а также "летающего крыла", "летающий блинчик" отличался исключительной маневренностью и невероятной прочностью. Однажды во время испытательного вылета пилоту пришлось сажать самолет на пляж. В последний момент он заметил двух людей, которые находились на его пути, и резко затормозил судно. Vought V-173 перевернулся в воздухе и рухнул на землю вверх ногами. Во время аварии никто не пострадал и даже самолет практически не получил повреждений. Однако, несмотря на все положительные качества аппарата, в 1947-м проект был заморожен: по скорости "блинчик" значительно уступал другим воздушным судам своего времени, и для него просто не нашлось практического применения.

Атомолет Ту-95ЛАЛ

Расщепление атома привело к революции в сфере вооружения. И речь идет не только о ядерной бомбе. Сейчас атомные реакторы активно используются на флоте: на субмаринах и ледоколах, авианосцах и крейсерах. Но в 50-х годов XX века две сверхдержавы, СССР и США, стремились опередить друг друга в создании атомолетов – судов, которые работали на небольшом ядерном реакторе. В 1961 году в воздух поднялся экспериментальный ТУ-95ЛАЛ (буквы – сокращение от "летающая атомная лаборатория"). Испытания прошли успешно, но, как и в случае с американским Convair NB-36H, от идеи атомолета пришлось отказаться: слишком велик был риск крушения и последующего радиационного заражения местности.

Подробнее о разработках атомолетов в СССР читайте в статье.

Реактивный самолет вертикального взлета Ryan X-13 Vertijet

Тот факт, что традиционным самолетам требуется длинная взлетно-посадочная полоса, серьезно уменьшает их эффективность при ведении боевых действий. Поэтому создание самолета вертикального взлета и посадки было заветной мечтой авиастроителей XX века. Результатом одной из таких попыток стал Ryan X-13 Vertijet. Первый свой полет он совершил в 1995 году. Самолет действительно взлетал вертикально, с хвоста, как ракета, затем в воздухе переходил в горизонтальное положение. Проблема была в посадке. Шасси у Ryan X-13 просто не было, из-за чего судно не могло "приземлиться", а только лишь "припарковаться" на специальной мобильной взлетно-посадочной платформе. Она была оборудована мощным стальным тросом, а нос самолета – крюком, на котором судно в буквальном смысле подвешивалось на платформе. Для взлета и посадки требовались скоординированные действия пилота и оператора мобильного "аэродрома". Система была найдена слишком неудобной, и проект, в рамках которого построили два Ryan X-13, свернули уже через 2 года.

Летающая платформа De Lackner HZ-1

Разведка – одна из основных функций военной поддержки с воздуха. Но зачем поднимать в небо большой самолет, если ту же самую работу может выполнить маленький одноместный аппарат? Именно так в середине 50-х годов прошлого века думали создатели летающей платформы De Lackner HZ-1. Предполагалось, что для управления ею достаточно было лишь 20-минутного инструктажа. Однако во время испытаний оказалось, что все не так просто. Винты, расположенные под днищем платформы, вздымали в воздух грязь и камни и обрушивали их на аппарат и пилота, если тот имел неосторожность опуститься слишком низко. Кроме того, их лопасти имели неприятную тенденцию сталкиваться друг с другом и ломаться, из-за чего De Lackner HZ-1 тут же терял управление и падал на землю. Причины проблем так и не удалось установить, в результате чего проект быстро свернули.