Проект 16 стран Европы по созданию самолетных крыльев заявил о завершении основной части работ. Продемонстрированные крылья способны приспосабливаться к ситуации – трансформироваться в зависимости от воздушных потоков и нагрузок.

Проект, получивший название Saritsu (сокращенно от "интеллектуальные системы для авиации"), был одобрен в 2011 году Европейской комиссией и получил грант в 50 млн евро. Промежуточные результаты демонстрировались на различных международных авиационных выставках, а в мае этого года в московском ЦАГИ прошла встреча специалистов, обозначенная в качестве последней в рамках проекта. Собравшиеся отчитались о работе своих секций.
Дело в том, что в рамках проекта было выделено три основные задачи: трансформирование крыла, встроенные сенсоры и мультифункциональные материалы. Для решения каждой задачи было создано отдельное структурное подразделение, а еще одно занималось вопросами координирования работ и тестирования. К слову, тестирование крыла проводилось именно на базе ЦАГИ.

Для мониторинга условий используются оптоволоконные датчики, расположенные не только по всей площади крыла, но также и на фюзеляже. Данная система позволит провести анализ и выбрать оптимальную форму крыльев для каждой конкретной ситуации, а также послужит системой диагностики, сообщив операторам и пилотам в случае возникновения малейшего дефекта.

Как сообщают руководители проекта, такая диагностика позволит уменьшить эксплуатационные расходы минимум на 1%. Разработанные в рамках Saritsu композиционные материалы позволят снизить вес крыльев и их стоимость. Кроме того, "приспосабливающиеся" крылья позволят уменьшить расход топлива более чем на 3%.

Пока неизвестно, сколько времени потребуется для запуска серийных самолетов, использующих технологию Saritsu.