В последние годы в СМИ все чаще говорят о самолетах пятого поколения. Чем они отличаются от остальных и как выглядят остальные поколения? В этой статье мы расскажем о том, как развивалась реактивная авиация.

Наиболее кратко и емко понятие "поколения" можно выразить как определенный технологический уровень, объединяющий самолеты с примерно равными возможностями и схожей конструкцией. Однако сама система поколений не является чем-то незыблемым и общепринятым – существует несколько вариаций. "Классической" считается деление на пять поколений, иногда к ним добавляют еще и "нулевое". Мы выберем именно такой вариант как наиболее логичный и распространенный.

Также следует помнить о том, что наиболее четко классификации поддаются исключительно самолеты класса "истребитель". Именно они обычно воплощают в себе наиболее передовые решения и являются хорошими демонстраторами пресловутого технологического уровня.

Нулевое поколение – время проб и ошибок

Первые настоящие реактивные самолеты были созданы в период Второй мировой войны. Сама идея и технология авиационного реактивного двигателя была воплощена еще в 1939 году в Германии, прототипы создавались и в СССР. Однако первым серийным реактивным истребителем, принявшим участие в реальных боях, стал легендарный Me-262. Новая технология внесла ощутимый дисбаланс в воздушный бой, и союзную авиацию спасали только ненадежность первых реактивных двигателей и неважный уровень подготовки немецких пилотов.

Немного позже аналогичный самолет – Gloster Meteor – разработали британцы, а после войны технологии попали в руки СССР и США. Хотя первые советские модели были явным подражанием немецким, очень быстро началось производство собственных разработок – МиГ-9 и Як-15. Американцы создали свою собственную модель F-80 Shooting Star.

Так почему же это поколение следует считать нулевым? Конструкция фюзеляжа, аэродинамика, вооружение и тактика применения самолетов имели очень мало отличий от поршневых истребителей. Иногда истребитель даже создавался путем установки турбореактивного двигателя в фюзеляж поршневого (например, Як-15 использовал минимально доработанный корпус Як-3), а некоторые реактивные истребители на стадии раннего прототипа совершали полеты с поршневыми двигателями. Кроме того, большинство из созданных в это время самолетов так никогда и не увидели ни массового производства, ни настоящего воздушного боя. Истребители нулевого поколения балансируют между поршневой и реактивной эрой, серийным и опытным производством, однако, несомненно, открывают новую эру в самолетостроении.

Черты поколения:

  • Прямое крыло либо небольшой угол стреловидности
  • Унаследованные от поршневых самолетов аэродинамические обводы
  • Низкая надежность первых турбореактивных двигателей
  • Пулеметно-пушечное вооружение
  • Скорости до 900 км/ч
  • Высотность до 13000 метров

Яркие представители:

  • Германия – Me-262
  • СССР – МиГ-9, Су-9, Як-15
  • США – P-80, FJ-1
  • Великобритания – Sea Hawk, Meteor, DH.100 Vampire

В следующей части статьи речь пойдет о самолетах первого поколения – о новых конструкциях и связанных с ними проблемах в самолетостроении.