Продолжаем наш цикл статей, посвященный поколениям самолетов. Так называемое нулевое поколение летательных аппаратов относится к периоду Второй мировой войны. В данной статье пойдет речь о первом поколении, связанном с реактивной авиацией.

Первое поколение – новые конструкции, новые проблемы

Довольно быстро авиаконструкторам стало ясно, что новые скорости и возможности, открываемые реактивной тягой, требуют полностью пересмотреть конструкцию истребителя и оснастить его новым оборудованием и вооружением. Наиболее важным нововведением на этом этапе стало появление стреловидного крыла, создававшего значительно меньшее аэродинамическое сопротивление на больших скоростях.

Предстояло решить много новых проблем: при всех достоинствах стреловидное крыло преподносило много неприятных сюрпризов. Флаттер и штопор стали кошмаром для первых летчиков-испытателей, и на борьбу с проблемой были брошены немалые силы. Другой важной особенностью истребителей первого поколения является строгое требование обеспечить высотность самолета, в частности предусмотреть установку гермокабины и кислородного оборудования. Наконец, многие истребители первого поколения получили на вооружение радиоприцелы – по сути, маломощные и имевшие крайне ограниченные углы обзора радары, позволявшие выявить местоположение противника за 3–5 километров и рассчитать поправку на дальность при стрельбе.

Первым прототипом реактивного истребителя с полноценным стреловидным крылом стал советский Ла-160, построенный в июне 1947 года. Американский аналог – XP-86, будущий легендарный F-86 Sabre, – взлетел в октябре этого же года. В отличие от СССР, где еще некоторое время несколько ведущих КБ "нащупывали" идеальную форму, американский истребитель сразу же оказался очень удачным. После нескольких месяцев испытаний наиболее совершенными советскими самолетами были признаны разработки КБ Лавочкина и Микояна – Ла-15 и МиГ-15. Предпочтение было отдано последнему.

Проверить боевые возможности первому и нулевому поколениям удалось в Корейской войне 1950–1953 годов. Наиболее интригующим противостоянием стало сравнение F-86 и МиГ-15. Советская машина имела преимущество в скороподъемности и вертикальной маневренности, американская – в горизонтальной, а кроме того, за счет радиодальномера имела большую дальность стрельбы. Но в общем и целом машины оказались равны по возможностям, и исход боя определялся опытом пилота и тактической ситуацией.

Завершающей тенденцией поколения стало стремление конструкторов к сверхзвуковой скорости. Решить эту задачу пока не удавалось, хотя наиболее совершенные самолеты того времени (например, МиГ-17 – значительно доработанный МиГ-15) могли достичь сверхзвука при пикировании. Однако по-настоящему освоен сверхзвук был уже в следующем поколении.

Черты поколения:

  • Стреловидное крыло
  • Небольшие размеры фюзеляжа
  • Простейшее радиолокационное оборудование
  • Пушечно-пулеметное вооружение
  • Скорости до 1000–1100 км/ч
  • Высотность до 15–16 км

Яркие представители:

  • СССР – Ла-15, МиГ-15, МиГ-17
  • США – F-86
  • Франция – MD-450
  • Швеция – Saab 29

Далее в серии статей речь пойдет о стремительном прорыве в самолетостроении – о создании сверхзвуковых истребителей. Второе поколение самолетов и первые управляемые ракеты позволили создать боевые летательные аппараты совершенно другого уровня.

Чехол-аккумулятор

Массажный матрас