Продолжаем серию статей о самолетах. Сегодня речь пойдет о втором поколении – сверхзвуковых истребителях с управляемыми ракетами. Их предшественниками были реактивные самолеты.

Второе поколение – стремительный прорыв

К сверхзвуку авиаконструкторы подошли уже в целом подготовленными – большая часть нюансов и технологических решений была отработана в конце первого поколения. Технологическое развитие начала 1950-х годов, подарившее самолетостроению новые, более мощные двигатели, новые материалы, оборудование и электронику, дало начало новым, принципиально новым проектам. 24 апреля 1953 года в воздух поднялся американский F-100, 5 января 1954 года оторвался от советской земли МиГ-19. Оба самолета стали первыми серийными сверхзвуковыми истребителями, без проблем взяв звуковой барьер в ходе испытаний.

Следующим прорывом второго поколения стало более широкое использование бортовых электронных систем, в особенности радаров, и управляемого оружия. США быстро стали лидером в этой области. Полноценные РЛС в современном понимании устанавливались на самолеты F-4D Skyray и F-104, созданные в 1951 и 1954 годах соответственно, в то время как первые советские радары появились только на МиГ-21П в 1960 году.

Неудачным второе поколение стало для американцев. Созданный в качестве суперскоростного перехватчика F-104 оказался крайне ненадежным и плохо управляемым самолетом. С другой стороны, в СССР был создан принципиально новый самолет МиГ-21, представлявший уникальное сочетание скоростных и маневренных качеств. Постепенно модернизируясь, этот истребитель дошел до наших дней, получив прозвище "автомата Калашникова среди самолетов" – простого в изготовлении, простого в управлении и убийственно эффективного в бою.

Что и было блестяще подтверждено во время Вьетнамской войны (1957–1975 гг.). Легкий и быстрый МиГ-21 оказался идеальным противодействием тяжелым, неповоротливым истребителям-бомбардировщикам США. Грамотная тактика вьетнамцев позволила им громить значительно превосходящие по численности ВВС и ВМС США.

Обкатку в этой войне прошло и управляемое ракетное вооружение. Американцы широко использовали ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow, с советской стороны в 1962 году появилась К-13 – копия AIM-9. В реальном бою оказалось, что точность ракет пока что не выдерживает никакой критики – вьетнамцы уходили от них простейшим маневрированием. Американцы были этим шокированы: они настолько доверяли новому оружию, что даже посчитали лишней простейшую авиационную пушку, из-за чего не могли на равных вести воздушный бой с МиГами.

Черты поколения:

  • Сверхзвуковые скорости (до 2 М)
  • Горизонтальная маневренность принесена в жертву скоростным характеристикам
  • Массовое распространение радаров
  • Первые управляемые ракеты
  • Концепция перехватчика
  • Двигатели с форсажными камерами
  • Высотность до 19 км

Яркие представители:

  • СССР – МиГ-19, МиГ-21
  • США – F-100, F-105
  • Франция – Mirage III

Цикл статей об истории самолетостроения продолжится рассказом о следующем поколении, главная отличительная черта которого – многофункциональность.

Интимный Surprise Box

Турбосушилка MT4111