Продолжает цикл статей третье поколение военных самолетов, которое характерно вниманием проектировщиков к маневренности и многофункциональности.

Продолжаем серию статей о самолетах. Сегодня речь пойдет о втором поколении – сверхзвуковых истребителях с управляемыми ракетами. Их предшественниками были реактивные самолеты. [[nid:14023]] Второе поколение – стремител

Третье поколение: многофункциональность, гибкость, рекорды

Вьетнамская война стала важным катализатором опыта создания истребителей. Выявились основные тенденции будущего развития боевой авиации. Во-первых, прекращение гонки за сверхскоростями ценой всех остальных аэродинамических качеств. Во-вторых, увеличение количества и качества бортовой электроники – при всей неэффективности управляемых ракет "воздух-воздух" во Вьетнаме было очевидно, что с дальнейшим совершенствованием они станут крайне опасным оружием. В-третьих, расширение функционала истребителей с приданием им функций бомбардировщиков и самолетов поддержки наземных войск. С учетом всех этих требований первенцем нового поколения можно считать американский F-4 Phantom II. Этот самолет широко использовался во Вьетнамской войне, став одним из ее символов и, подобно своему главному противнику МиГ-21, до сих пор с честью служит в ВВС некоторых стран.

Интерес представляет еще один американский самолет третьего поколения – F-5 Freedom Fighter. Непривычный для американской школы – максимально легкий, простой, без продвинутой электроники – самолет должен был стать более современной альтернативой легендарному F-86. Вооружение состояло из ракет малой дальности AIM-9 и двух 20-миллиметровых пушек, при этом прицельное оборудование представляло из себя простейший оптический прицел без радара. F-5 оказался очень удачным, надежным, недорогим и "летучим" истребителем.

Опыт Вьетнамской войны адекватно восприняли и в СССР. Хотя по результатам боевого применения советские самолеты оказались на высоте, было вполне понятно, что будущие сражения не будут выигрываться только за счет аэродинамики – нужно было срочно создавать истребитель для дальнего ракетного боя. Наследником МиГ-21, увы, не снискавшим такой же славы, стал МиГ-23. Одной из главных особенностей должно было стать крыло изменяемой стреловидности, позволявшее найти баланс между хорошей управляемостью на небольших скоростях и возможностью разгоняться до внушительных 2500 км/ч. Кроме того, на МиГ-23 был установлен сравнимый с F-4 комплекс вооружения, включавший в себя радар "Сапфир-23Л" и четыре ракеты.

Не меньший интерес представляет легендарный МиГ-25. Этот перехватчик был создан, чтобы противостоять сверхскоростным американским разведчикам SR-71 Blackbird и будущему бомбардировщику XB-70 Valkyrie. Советский инженерный гений создал уникальную машину: вплоть до сегодняшнего дня МиГ-25 удерживает рекорд скорости среди боевых самолетов – 3,2 скорости звука! Этого удалось достичь благодаря мощным двигателям и очень удачному планеру.

Черты поколения:

  • Принципиально новые формы планера
  • Крыло изменяемой стреловидности
  • Широкое распространение высокоточных прицельных систем
  • Выполнение одним самолетом множества ролей
  • Повышение надежности и точности ракет "воздух-воздух"
  • Высокоточное вооружение "воздух-земля"
  • Возросшая роль электроники в управлении самолетом
  • Скорости >3000 км/ч (МиГ-25), средняя – 2700 км/ч
  • Высотность >22 км

Яркие представители:

  • СССР – МиГ-23, МиГ-27, Су-15, Як-28, Ту-128, МиГ-25
  • США – F-4, F-5, F-111
  • Франция – Mirage F1
  • Израиль – Kfir

В следующей статье речь пойдет о четвертом поколении самолетов, которые характеризовались высокой маневренностью, тяговооруженностью, многофункциональностью и автоматизацией процессов.

Массажер для глаз