Отличительными особенностями четвертого поколения самолетов стали маневренность и усовершенствованная электроника.

Четвертое поколение – снова маневренность. Электронная

Началось четвертое поколение тоже с МиГ-25. На Западе были шокированы возможностями новейшего перехватчика и срочно принялись строить адекватное противодействие. Да и другие советские разработки давали повод для беспокойства. Американцы потребовали от своей промышленности создать высокоманевренный, скоростной и, главное, оснащенный надежным и дальнобойным оружием истребитель.

Первенцем нового поколения стал легендарный F-14 – своеобразный палубный аналог МиГ-25, оснащенный уникальными ракетами AIM-54 Phoenix, дальнобойность которых достигала 150 километров. Для ВВС были разработаны истребители F-15 и F-16. Получилось так, что машины взаимно дополняли друг друга: тяжелый F-15 был идеален для завоевания превосходства в небе с мощным ракетным вооружением и большим запасом топлива, а небольшой, легкий и недорогой F-16 отлично справлялся в ближнем бою и, кроме того, неплохо проявил себя в поддержке наземных войск. Новинкой в этих самолетах стали продвинутые радиолокационные станции, позволявшие видеть цель на фоне земли и обеспечивать обстрел одновременно нескольких противников, и широкое внедрение электродистанционной системы управления, помогавшей летчику более эффективно управлять полетом.

Аналогичную программу реализовали и в СССР, где были разработаны тяжелый Су-27 и относительно легкий МиГ-29. Главной задачей этих самолетов было достижение паритета в части электроники при сохранении традиционно высокой маневренности и скоростных качеств. Не без труда, но задача была выполнена на отлично. Более того, советские истребители стали эталоном маневренных качеств, демонстрируя совершенно, казалось бы, невозможную аэробатику. Впервые в нашей стране также был реализован комплексный вывод информации на многофункциональный дисплей и на лобовое стекло.

В целом четвертое поколение характеризуется в первую очередь широким проникновением цифровой электроники в самолет, позволившей быстро выполнять сложные расчеты. В результате значительно повысилась автоматизация, эффективность систем управления огнем, появились электронные помощники и регулировщики, обеспечивавшие безопасное и энергичное управление. Кроме того, на новый уровень вышло двигателестроение и производство управляемых ракет – точность удалось повысить до 50%.

Черты поколения:

  • Радары, способные видеть цель на фоне земли и обеспечивать обстрел двух и более целей одновременно
  • Ракеты "воздух-воздух" с дальностью свыше 50 км
  • Вывод информации в кабине на многофункциональные дисплеи
  • Высокая маневренность за счет неустойчивой схемы и электродистанционной системы управления
  • Интегральная схема планера
  • Цифровая электроника и высокая автоматизация процессов
  • Высокая тяговооруженность
  • Многофункциональность и использование высокоточного оружия
  • Высокая степень взаимодействия с другими самолетами и станциями обнаружения, широкая ситуационная осведомленность
  • Скорости до 2700 км/ч
  • Высотность до 23 километров

Яркие представители:

  • СССР – МиГ-29, Су-27, МиГ-31
  • США – F-14, F-15, F-16, F/A-18
  • Франция – Mirage 2000
  • КНР – J-10
  • Швеция – JAS-39

Следующий выпуск расскажет о пределе возможностей четвертого поколения летательных аппаратов и о выходе на новый уровень самолетостроения.\

Браслет-мультитул

Очищающая салфетка