История самолетостроения сложилась таким образом, что в ней не получилось мощного перехода от четвертого сразу к следующему поколению. Сегодня мы расскажем о том, как поколение четыре достигло точки максимума.

Поколение 4+ – предел возможностей

Интересно такое явление, как поколение 4+ и 4++. Это определение относится к истребителям, которые по ряду признаков уже "не помещаются" в просто четвертое поколение, однако полноценным пятым считаться также не могут. Наиболее адекватно определить суть этого явления можно как "доведенные до технологического максимума возможности четвертого поколения".

История поколения 4+, как и предыдущих двух, возникла из советского истребителя – на этот раз Су-27. Когда западные эксперты смогли с ним ознакомиться на авиасалонах, они признали, что новейшие советские самолеты четвертого поколения сильно опережают все, что мог выставить Запад, за исключением, может быть, радаров и электроники, которая была просто на равных. Требовалось немедленно наверстать упущенное, и новые европейские и американские самолеты стали проектироваться уже с учетом противостояния Су-27 и его модификациям.

Приоритетными качествами стали переход на принципиально новый тип радара с пассивной фазированной решеткой, обеспечивающий значительно большие дальности обнаружения и возможность одновременно обстреливать несколько целей, создание "стеклянной кабины", где стрелочные приборы заменены на многофункциональные цветные дисплеи, достижение сверхманевренности, сравнимой с возможностями Су-27 и МиГ-29, более глубокая интеграция в сетецентрическое управление боем и, наконец, меры по снижению радиолокационной заметности истребителя. В рамках этих требований были созданы французский Dassault Rafale и совместный англо-германо-испано-итальянский EF-2000, известный также как Eurofighter Typhoon.

Не стояли на месте и советские, а затем и российские разработчики: на базе Су-27 прорабатывались варианты модификации Су-27М, или, иначе, Су-35, а также двухместный вариант Су-30. Первый так и не пошел в серию из-за финансовых трудностей, а Су-30 стал коммерческим хитом и активно шел на экспорт. В середине 2000-х годов проект Су-35 был оживлен и переработан под современные требования и возможности. В результате был создан Су-35БМ, или Су-35С, ставший вершиной эволюционного развития Су-27. Самолет обладает дальностью полета до 3600 км, мощнейшей среди аналогов радиолокационной станцией с пассивной фазированной решеткой, абсолютной сверхманевренностью, возможностью применять широчайшую номенклатуру вооружения, огромной тяговооруженностью, возможностью преодолевать звуковой барьер без использования форсажа. Этот самолет вплотную граничит с пятым поколением.

В США пошли по аналогичному пути: из удачного, но среднего по характеристикам палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet был создан F/A-18E/F Super Hornet. Путем внесения изменений в фюзеляж удалось добиться значительного улучшения летно-технических характеристик, увеличить запас топлива и снизить радиолокационную заметность; важно, что был также установлен радар с активной фазированной решеткой (АФАР) – технология пятого поколения.

Итак, развитие самолетостроения вплотную подошло к следующей ступени – пятой. О ней мы расскажем в следующей статье.

Анти-смартфон

Массажная накидка