Сегодня у всех на слуху пятое поколение летательных аппаратов. Его представители отличаются от предыдущих стелс-технологиями с размещением вооружения внутри фюзеляжа и более совершенным радиоэлектронным оборудованием.

Пятое поколение – быть невидимым, видеть все

При словосочетании "истребитель пятого поколения" в сознании сразу же встает образ "зализанного" стелс-самолета. Действительно, малозаметность – один из краеугольных камней нового поколения. Сущность технологии "стелс" заключается в том, что особая форма самолета и специальное радиопоглощающее покрытие существенно снижают количество отражающихся электромагнитных волн от радаров. Первым серийным малозаметным самолетом стал F-117 Nighthawk – неплохой бомбардировщик, успешно выполнивший сотни боевых вылетов в Ираке и Югославии. Технологии "стелс" также использовались на высотном разведчике SR-71 Blackbird.

Угроза от советских истребителей 4 поколения и чрезвычайно эффективных систем ПВО вынудила американцев форсировать разработку нового продвинутого истребителя. В проведенном конкурсе выиграл прототип от фирм Lockheed/Boeing/General Dynamics – YF-22. После запуска в серийное производство он получил индекс F-22 Raptor.

Какие же особенности истребителя пятого поколения обеспечивают ему превосходство над остальными самолетами? Во-первых, это концепция "первым увидел – первым попал". Ее суть заключается в том, что истребитель строится максимально незаметным и оснащается лучшими средствами обнаружения. Так, на F-22 впервые был применен радар с активной фазированной решеткой. Это означает, что вместо одного передающего устройства и принимающей антенны радар состоит из множества активных блоков, каждый из которых работает как передатчик. Такая конструкция дает большую гибкость применения: обеспечивает отслеживание и обстрел одновременно до 20 целей, позволяет почти мгновенно изменить направление обзора, а также реализует режим LPI (low probability of intercept – низкая вероятность перехвата), позволяющий разбить луч на множество низкоэнергетических импульсов на разных частотах, которые не обнаруживаются самолетными системами предупреждения об облучении и в теории позволяют истребителю пятого поколения производить полностью скрытную атаку.

Второй важной особенностью F-22 стала сверхманевренность – способность быстро изменять направление полета и сохранять управляемость даже на минимальной скорости. Главным фактором в ней является управляемый вектор тяги двигателей – технология отклонения реактивной струи таким образом, что создается дополнительный управляющий момент.

Наконец, важно, чтобы пилот имел полную информацию о тактической обстановке. Для этого истребитель пятого поколения активно обменивается данными с другими самолетами и наземными пунктами управления, создавая целостную картину и наглядно представляя ее на дисплее.

На долгие годы F-22 стал идеалом авиастроителей мира. Однако в середине 2000-х годов в России началась разработка собственного истребителя пятого поколения – ПАК ФА. В 2010 году фирма "Сухой" показала первый прототип Т-10-1. Пока проект не поступил на вооружение, нет смысла делать конкретные оценки, тем более что до сих пор большая часть характеристик строго засекречена. Известно лишь, что Т-50 обладает почти совершенной маневренностью, огромной тяговооруженностью, удовлетворяет требованиям к пятому поколению по возможности крейсерского сверхзвука и наличия РЛС с АФАР. Характерной особенностью должен стать развитый искусственный интеллект Т-50, позволяющий разгрузить летчика и упростить ведение боя за счет перекладывания части действий на самолет. Ожидается, что на вооружение Т-50 поступит в 2016 году.

На сегодняшний день пятое поколение – наиболее секретное и единственное, не обкатанное войной. Остаются загадкой истинные возможности бортового оборудования, сохраняются в тайне характеристики заметности для радаров (так, во время перелетов на F-22 устанавливаются так называемые линзы Люнеберга, значительно увеличивающие отражающую поверхность), не выяснена живучесть в боевой обстановке. Конечно, истребитель пятого поколения – это не абсолютное оружие, и с развитием технологий скрытность становится все более труднодостижимой: излучение даже самого продвинутого радара может запеленговать современная станция радиотехнической разведки, а технология "стелс" эффективна только в определенном диапазоне радиоволн, тем более что перспективные и новейшие системы ПВО специально "заточены" под малозаметные самолеты. Тем не менее сама концепция малозаметного, сверхманевренного истребителя с АФАР стала определяющей при создании новых прототипов. На сегодняшний день свои разработки в этой области, помимо России и США, ведут Китай, Япония, Южная Корея, Турция, а Индия ведет совместную разработку с Россией на базе Т-50. А не за горами и шестое поколение – как предполагается, полностью беспилотное.

Черты поколения:

  • Малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах
  • Радар с активной фазированной решеткой
  • Сверхманевренность
  • Крейсерский сверхзвук
  • Высочайший уровень автоматизации
  • Развитая система обмена информацией с внешними источниками
  • Многофункциональность
  • "Активная обшивка" с комплексом датчиков, позволяющих получать полную информацию об окружающей обстановке.

Яркие представители:

  • США – F-22
  • Россия – Т-50 (прототип)
  • Китай – J-20, J-31 (прототипы)