Группа ученых из Массачусетского технологического университета (MIT) разработала компьютерную модель, которая поможет избежать возникновения заторов на взлетных полосах в аэропортах, сэкономить авиатопливо и время пассажиров. Программа способна точно прогнозировать реальное время, которое пройдет между посадкой на самолет и вылетом.

Ведущий автор исследования, профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем Хамса Балакришнан (Hamsa Balakrishnan), проанализировал фактические данные о вылете самолетов из аэропортов Нью-Йорка, Ньюарка и Филадельфии за три года и подсчитал, что около 20% времени эти центры были перегружены. В такие периоды пассажирам приходилось сидеть в самолете и ждать вылета в течение 52 минут. В обычном режиме на это тратилось не больше 14 минут.

По мнению профессора, причинами задержки рейсов и образования "пробок" на взлетно-посадочной полосе чаще всего были неверные действия и решения персонала аэропорта — сотрудники пропускали борт на поле несмотря на то, что там и так скопилось достаточно самолетов. Случалось, что в очереди оказывались сразу 40 лайнеров. 

Вопрос человеческого фактора ученый и его коллеги предложили решить с помощью разработанной ими компьютерной модели, которая способна предсказать время простоя самолета перед вылетом из аэропорта. Модель состоит из двух модулей. Первый вычисляет время, необходимое самолету на преодоление расстояния от гейта до стартовой точки на взлетно-посадочной полосе с учетом действий всех прибывающих и вылетающих рейсов. Второй модуль оценивает время простоя в очереди на отдельной взлетно-посадочной полосе. В ходе анализа программа использует информацию о количестве гейтов, условиях видимости, графике вылета рейсов, общем количестве самолетов на рулежке, количестве самолетов в очереди на взлет и т.д. — и дает свой прогноз.

Основываясь на рекомендациях программы, оператор сможет отложить преждевременный выезд самолета на взлетно-посадочное поле и предотвратить образование очереди. Таким образом, сокращается и объем топлива, который сжигается впустую во время ожидания. 

Ученые уже протестировали свою модель, используя данные, собранные в 77 крупнейших аэропортах США. По словам Хамсы Балакришнана, программа успешно справилась со своей задачей, давая точные предсказания в пределах ожидаемой погрешности. "Если ничего не изменить, к 2022 году заторы в аэропортах будут носить системный характер. Наша модель должна помочь решить проблему", — сказал ученый.

Массажный шлем

Анти-смартфон