Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Брошенный во льдах: удивительная судьба «Снежного крейсера»

Обновлено 26.10.2025 в 10:00
15 января 2025
Юрий Попович

Представьте себе массивную машину, окрашенную в ярко-красный цвет, длиной 17 метров, с гигантскими колесами диаметром 3 метра. Внутри нее разместились кают-компания с удобными креслами, спальный отсек, рассчитанный на пятерых, полноценная кухня с плитой на четыре конфорки и мойкой, мастерская с оборудованием для сварки, фотолаборатория для проявления снимков, склад для провизии и оборудования, а также два запасных колеса. Этот вездеход стал не просто транспортом, а автономным домом для пятерых исследователей, способным обеспечить их всем необходимым в течение года, даже в суровых условиях Арктики. Этот уникальный проект вошел в историю под названием "Снежный крейсер".

Создатель машины, Томас Поултер, в юности не мечтал о таких масштабах. Однако этот американский физик и исследователь Антарктиды, которому на момент создания проекта исполнилось 40 лет, изменил свое отношение после одного судьбоносного инцидента. Во время очередной экспедиции Поултеру пришлось спасать жизнь коллеге, но стандартный гусеничный вездеход оказался бессилен перед ледяными расщелинами. Исследователю пришлось трижды менять маршрут, чтобы обойти препятствия, а к умирающему он добрался буквально в последнюю минуту.

Позже он вспоминал о тех днях: «Жилище находилось в краю, где жизнь будто остановилась, и перед глазами расстилалась бескрайняя ледяная пустыня, словно кадры из далекого ледникового периода». Проблема заключалась в том, что стандартные гусеничные машины были слишком малы и не предназначены для таких условий. Ледяные трещины, часто скрытые под снежной коркой, могли уходить на сотни метров в глубину, и традиционные вездеходы не справлялись. Поултер решил, что для успешного освоения ледяных континентов необходима машина совершенно иного типа.

Так родилась идея "Снежного крейсера". Концепция была проста: длинный кузов позволит преодолевать расщелины, а мощные двигатели обеспечат надежность в любых условиях. Но это была лишь вершина айсберга. Поултер столкнулся с неожиданным врагом: финансированием. «Глубокие ледяные трещины и ураганы — ничто по сравнению с финансовыми трудностями», — горько шутил он.

С 1937 по 1939 годы он работал над проектом в Иллинойсском университете в Чикаго, занимаясь бесконечными расчетами и тестами. Вскоре проект получил поддержку правительства. Строительство машины началось в августе 1939 года и велось в рекордные сроки — всего 11 недель. Каркас изготовили из прочнейшей стали, установили дизель-электрические генераторы и двигатели для каждого из четырех колес. Особое внимание уделялось обустройству внутреннего пространства, чтобы экипаж мог не просто выживать, но и чувствовать себя комфортно. Однако наибольшей проблемой стали шины. Решение нашлось благодаря компании Goodyear, которая предоставила покрышки, ранее использовавшиеся для болотных машин.

Сборка завершилась осенью, и 24 октября вездеход отправился из Чикаго в Бостон. Путь длиной в 1 400 километров был сложным из-за веса и ширины машины: мосты часто приходилось объезжать, а водные преграды преодолевать напрямую. Это испытание "Крейсер" выдержал, прибыл в порт вовремя и был погружен на судно для отправки в Антарктиду.

Однако настоящие проблемы начались уже на ледяном континенте. При спуске по пандусу машина чуть не разрушила настил, а позже стала проваливаться в снег из-за своей огромной массы и неподходящей резины. Команда попыталась исправить ситуацию, используя дополнительные колеса и цепи, но вездеход смог пройти всего 148 километров из запланированных 8 000. Осознав невозможность продолжения пути, Поултер решил использовать "Снежный крейсер" как стационарную базу.

Экспедиция вернулась домой, оставив машину на месте. Возвращение "Крейсера" оказалось невозможным из-за начавшейся войны и отсутствия финансирования. Он остался стоять под снегами, постепенно становясь частью ледяного ландшафта. Позже его дважды откопали, проверили и вновь оставили на своем месте. Сегодня считается, что эта область превратилась в айсберг, и возможно, "Снежный крейсер" покоится на дне океана.

Томас Поултер прожил еще 38 лет, но больше не занимался проектированием вездеходов. Кто знает, возможно, в последние моменты жизни он видел перед собой красное пятно своей мечты, освещающее холодную тьму.

Интересный факт: при создании "Снежного крейсера" Томас Поултер вдохновлялся не только техническими задачами, но и природой. Прототипом для конструкции гигантских колес стал принцип, наблюдаемый в лапах полярного медведя, которые имеют широкую площадь, позволяющую животному не проваливаться в снег. Поултер надеялся, что гладкая резина большого диаметра позволит добиться аналогичного эффекта, но в итоге именно она стала одной из причин неудачи. Однако этот бионический подход к дизайну позже повлиял на разработку других транспортных средств для экстремальных условий.

В тренде 🔥
Новые TECNO Megabook S14 и T14 Air тоньше и дешевле ASUS — уже в продаже
TECNO выпустала сверхтонкие ноутбуки, которые могут дать фору даже флагманам от ASUS, при этом и стоят они дешевле.
HUAWEI MatePad 12 X стартовал: планшет, ради которого не нужен ноутбук
HUAWEI запустила в России MatePad 12 X — новый планшет со скидкой и подарками на старте. С первых часов стало ясно: это не просто релиз, а вызов привычкам.
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
Сбой в ВТБ: клиенты не могли оплатить даже метро — банк объяснил, что случилось
Утро 20 октября началось для многих москвичей с короткой, но тревожной фразы: «Оплата не прошла».
Новый SberBox Max 3 превращает любой телевизор в умный за 8000₽
Когда телевизор вдруг начинает понимать команды, отвечать голосом и улучшать картинку, кажется, будто техника обрела характер. Именно такой эффект производит SberBox Max 3
Amazon “сломала интернет”: сбой AWS положил Snapchat, Fortnite и банки
Когда утром 20 октября 2025 года миллионы людей по всему миру вдруг поняли, что не могут войти в Snapchat или запустить Fortnite
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
Ai-функции Apple Intelligence в iOS 26: как включить в РФ и что ограничено?
К сожалению, Ai-функции в новом iOS 26 ограничены для россиян. Как же решить эту проблему?
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт