Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Что такое литерный поезд и кого в нем возят?

Обновлено 05.12.2025 в 10:00

Вы, возможно, встречали такой термин, как литерный поезд. В данной статье мы подробно разберём, что собой представляет такой поезд, кто им пользуется и какие особенности отличают его от обычных составов.

Что такое литерный поезд?

Литерным поездом называют состав, предназначенный для перевозки высокопрофильных пассажиров, таких как лица государственной важности, а также, время от времени, ценного груза. Это можно сравнить с понятием «Борт №1», что является названием самолёта, на котором передвигается глава государства. Впрочем, стоит отметить, что изначально литерными поездами назывались совершенно обычные поезда, оснащённые спальными вагонами. И только позднее этим термином стали называть составы, перевозящие людей с особым статусом.

История появления литерного поезда

Первые литерные поезда, вероятно, появились в эпоху правления Николая I. Первый такой поезд проследовал 3 ноября 1836 года на маршруте Кузьмин — Павловск, и в нем находились государь, императрица и их наследник. В дальнейшем на Александровском заводе начали выпускать специальные вагоны для путешествий членов Царской семьи, и эти вагоны использовались вплоть до революции 1917 года.

Эпоха Советского Союза и развитие литерных поездов

Одним из ярких примеров использования литерного поезда в Советский Союз является поездка правительства большевиков, включая Ленина, из Петрограда в Москву. В это время использовались вагоны-салоны первого класса, так как специализированные вагоны для таких нужд ещё не были построены. Однако настоящие интересные моменты приходят с эпохой Сталина. Для его поездок были созданы бронированные вагоны, что было особенно важно в условиях Второй мировой войны. Поезд Сталина состоял из нескольких вагонов-салонов, специального вагона для охраны, штабного вагона, вагона-ресторана и даже вагона для автомобилей — всё это было необходимо для обеспечения безопасности и удобства лидера.

Внутренности сталинского поезда

Позже такие поезда использовали и Хрущёв с Брежневым. Например, Брежнев часто путешествовал на своем поезде как по рабочим маршрутам, так и во время отдыха в Крыму. Литерные поезда также использовались для перевозки иностранных высокопоставленных гостей, прибывающих в Советский Союз.

Особенности литерных поездов

Безопасность на борту литерного поезда всегда была приоритетом. Например, в поезде Сталина использовалась следующая схема безопасности: перед основным составом двигался контрольный паровоз, который отправлялся за несколько минут до литерного поезда. Такой контроль необходим был для обеспечения безопасности движения, и поезда двигались с интервалом в примерно десять минут. Контрольный паровоз был оборудован четырьмя людьми — двумя машинистами и двумя охранниками, которые следили за действиями локомотивной бригады и могли заменить её при необходимости. Эта система использовалась и позже, в поездах Хрущёва и Брежнева, только в тех составах использовались два локомотива — тепловоз и электровоз. На первом локомотиве также было четыре человека: два машиниста, машинист-инструктор и сотрудник охраны. На втором локомотиве находились только два машиниста.

Актуальность литерных поездов сегодня

Современные литерные поезда, как и в прошлом, имеют приоритет на железных дорогах. Исключением является лишь восстановительный поезд, который важнее литерного. Все пути, мосты и тоннели, через которые проходит такой состав, тщательно охраняются, а сам маршрут проверяется на предмет безопасности. Литерные поезда не имеют номеров, их маркировка ограничивается одной буквой — «А» или «Б», что и дало название таким составам.

Сегодня, несмотря на то, что информации о литерных поездах в России немного, известно, что они продолжают использоваться. Помимо главы государства и его ближайших соратников, такими поездами могут пользоваться, например, религиозные деятели, такие как Патриарх Кирилл.

Интересный факт: во времена правления Сталина литерный поезд использовался не только для перевозки высокопрофильных пассажиров, но и для проведения оперативных совещаний прямо на ходу. Так, во время поездок по железным дорогам страны, Сталин и его ближайшие соратники часто проводили встречи и обсуждения важных государственных дел в вагоне, оборудованном как мобильный кабинет. Это позволило не только эффективно работать в пути, но и обеспечивало безопасность, поскольку поезд был защищён бронированными вагонами, и командировка могла проходить без значительных рисков.

В тренде 🔥
AI ныряет в бассейн: представлены Holoswim 2 Go — “умные” очки для тренировок
Holoswim 2 Go изменили плавание навсегда: теперь бассейн сам ведёт тренировку
TikTok представил AI‑смартфон ByteDance, который сам покупает вам вещи
Телефон, который умеет покупать сам — звучит как фантастика, правда? Но это уже реальность
Reebok выходит на рынок смарт-часов: дебют на платформе VitalOS
На первый взгляд — просто ещё один умный гаджет. Но Reebok готов доказать, что спорт и технологии способны идти вровень. В декабре 2025 года бренд объявил о своих первых смарт-часах на VitalOS
Пауэрбанк-монстр: Xiaomi выпустила аккумулятор с зарядкой 165 Вт
Xiaomi выпустили настоящий пауэрбанк-монстр. Рассказываем, почему его так называют и на что он способен.
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Представлен монитор Xiaomi A24i 2026: 144 Гц за цену обычного "офисника"
Xiaomi выпустили 144-герцовый монитор по цене обычного «офисника». Рассказываем, почему стоит обратить на него внимание.
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
POCO Pad M1 приехал в Россию: 12-дюймовый планшет с 10 000 мА·ч дешевле смартфона
12-дюймовый POCO Pad M1 приехал в Россию — дешевле iPhone и с мощной батареей
POCO F8 Ultra/Pro: кому нужен первый смартфон с сабвуфером?
Рассказываем, кому вообще может понадобиться новый смартфон от POCO с сабвуфером.
Китайцы встроили насос в смарт-часы: Rogbid Rowatch D3 мерят давление по-настоящему
Ещё недавно идея «насоса в часах» звучала как фантастика. А теперь — реальность, помещающаяся на запястье.
Не ставьте смартфон на беспроводную зарядку ночью
Неожиданное предупреждение инженеров
Что будет, если поругаться с ИИ?
Когда помощник выходит из-под контроля!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт