Вы, возможно, встречали такой термин, как литерный поезд. В данной статье мы подробно разберём, что собой представляет такой поезд, кто им пользуется и какие особенности отличают его от обычных составов.
Литерным поездом называют состав, предназначенный для перевозки высокопрофильных пассажиров, таких как лица государственной важности, а также, время от времени, ценного груза. Это можно сравнить с понятием «Борт №1», что является названием самолёта, на котором передвигается глава государства. Впрочем, стоит отметить, что изначально литерными поездами назывались совершенно обычные поезда, оснащённые спальными вагонами. И только позднее этим термином стали называть составы, перевозящие людей с особым статусом.
Первые литерные поезда, вероятно, появились в эпоху правления Николая I. Первый такой поезд проследовал 3 ноября 1836 года на маршруте Кузьмин — Павловск, и в нем находились государь, императрица и их наследник. В дальнейшем на Александровском заводе начали выпускать специальные вагоны для путешествий членов Царской семьи, и эти вагоны использовались вплоть до революции 1917 года.
Одним из ярких примеров использования литерного поезда в Советский Союз является поездка правительства большевиков, включая Ленина, из Петрограда в Москву. В это время использовались вагоны-салоны первого класса, так как специализированные вагоны для таких нужд ещё не были построены. Однако настоящие интересные моменты приходят с эпохой Сталина. Для его поездок были созданы бронированные вагоны, что было особенно важно в условиях Второй мировой войны. Поезд Сталина состоял из нескольких вагонов-салонов, специального вагона для охраны, штабного вагона, вагона-ресторана и даже вагона для автомобилей — всё это было необходимо для обеспечения безопасности и удобства лидера.
Позже такие поезда использовали и Хрущёв с Брежневым. Например, Брежнев часто путешествовал на своем поезде как по рабочим маршрутам, так и во время отдыха в Крыму. Литерные поезда также использовались для перевозки иностранных высокопоставленных гостей, прибывающих в Советский Союз.
Безопасность на борту литерного поезда всегда была приоритетом. Например, в поезде Сталина использовалась следующая схема безопасности: перед основным составом двигался контрольный паровоз, который отправлялся за несколько минут до литерного поезда. Такой контроль необходим был для обеспечения безопасности движения, и поезда двигались с интервалом в примерно десять минут. Контрольный паровоз был оборудован четырьмя людьми — двумя машинистами и двумя охранниками, которые следили за действиями локомотивной бригады и могли заменить её при необходимости. Эта система использовалась и позже, в поездах Хрущёва и Брежнева, только в тех составах использовались два локомотива — тепловоз и электровоз. На первом локомотиве также было четыре человека: два машиниста, машинист-инструктор и сотрудник охраны. На втором локомотиве находились только два машиниста.
Современные литерные поезда, как и в прошлом, имеют приоритет на железных дорогах. Исключением является лишь восстановительный поезд, который важнее литерного. Все пути, мосты и тоннели, через которые проходит такой состав, тщательно охраняются, а сам маршрут проверяется на предмет безопасности. Литерные поезда не имеют номеров, их маркировка ограничивается одной буквой — «А» или «Б», что и дало название таким составам.
Сегодня, несмотря на то, что информации о литерных поездах в России немного, известно, что они продолжают использоваться. Помимо главы государства и его ближайших соратников, такими поездами могут пользоваться, например, религиозные деятели, такие как Патриарх Кирилл.
Интересный факт: во времена правления Сталина литерный поезд использовался не только для перевозки высокопрофильных пассажиров, но и для проведения оперативных совещаний прямо на ходу. Так, во время поездок по железным дорогам страны, Сталин и его ближайшие соратники часто проводили встречи и обсуждения важных государственных дел в вагоне, оборудованном как мобильный кабинет. Это позволило не только эффективно работать в пути, но и обеспечивало безопасность, поскольку поезд был защищён бронированными вагонами, и командировка могла проходить без значительных рисков.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.