Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Что такое литерный поезд и кого в нем возят?
21 января 2025

Вы, возможно, встречали такой термин, как литерный поезд. В данной статье мы подробно разберём, что собой представляет такой поезд, кто им пользуется и какие особенности отличают его от обычных составов.

Что такое литерный поезд?

Литерным поездом называют состав, предназначенный для перевозки высокопрофильных пассажиров, таких как лица государственной важности, а также, время от времени, ценного груза. Это можно сравнить с понятием «Борт №1», что является названием самолёта, на котором передвигается глава государства. Впрочем, стоит отметить, что изначально литерными поездами назывались совершенно обычные поезда, оснащённые спальными вагонами. И только позднее этим термином стали называть составы, перевозящие людей с особым статусом.

История появления литерного поезда

Первые литерные поезда, вероятно, появились в эпоху правления Николая I. Первый такой поезд проследовал 3 ноября 1836 года на маршруте Кузьмин — Павловск, и в нем находились государь, императрица и их наследник. В дальнейшем на Александровском заводе начали выпускать специальные вагоны для путешествий членов Царской семьи, и эти вагоны использовались вплоть до революции 1917 года.

Эпоха Советского Союза и развитие литерных поездов

Одним из ярких примеров использования литерного поезда в Советский Союз является поездка правительства большевиков, включая Ленина, из Петрограда в Москву. В это время использовались вагоны-салоны первого класса, так как специализированные вагоны для таких нужд ещё не были построены. Однако настоящие интересные моменты приходят с эпохой Сталина. Для его поездок были созданы бронированные вагоны, что было особенно важно в условиях Второй мировой войны. Поезд Сталина состоял из нескольких вагонов-салонов, специального вагона для охраны, штабного вагона, вагона-ресторана и даже вагона для автомобилей — всё это было необходимо для обеспечения безопасности и удобства лидера.

Внутренности сталинского поезда

Позже такие поезда использовали и Хрущёв с Брежневым. Например, Брежнев часто путешествовал на своем поезде как по рабочим маршрутам, так и во время отдыха в Крыму. Литерные поезда также использовались для перевозки иностранных высокопоставленных гостей, прибывающих в Советский Союз.

Особенности литерных поездов

Безопасность на борту литерного поезда всегда была приоритетом. Например, в поезде Сталина использовалась следующая схема безопасности: перед основным составом двигался контрольный паровоз, который отправлялся за несколько минут до литерного поезда. Такой контроль необходим был для обеспечения безопасности движения, и поезда двигались с интервалом в примерно десять минут. Контрольный паровоз был оборудован четырьмя людьми — двумя машинистами и двумя охранниками, которые следили за действиями локомотивной бригады и могли заменить её при необходимости. Эта система использовалась и позже, в поездах Хрущёва и Брежнева, только в тех составах использовались два локомотива — тепловоз и электровоз. На первом локомотиве также было четыре человека: два машиниста, машинист-инструктор и сотрудник охраны. На втором локомотиве находились только два машиниста.

Актуальность литерных поездов сегодня

Современные литерные поезда, как и в прошлом, имеют приоритет на железных дорогах. Исключением является лишь восстановительный поезд, который важнее литерного. Все пути, мосты и тоннели, через которые проходит такой состав, тщательно охраняются, а сам маршрут проверяется на предмет безопасности. Литерные поезда не имеют номеров, их маркировка ограничивается одной буквой — «А» или «Б», что и дало название таким составам.

Сегодня, несмотря на то, что информации о литерных поездах в России немного, известно, что они продолжают использоваться. Помимо главы государства и его ближайших соратников, такими поездами могут пользоваться, например, религиозные деятели, такие как Патриарх Кирилл.

Интересный факт: во времена правления Сталина литерный поезд использовался не только для перевозки высокопрофильных пассажиров, но и для проведения оперативных совещаний прямо на ходу. Так, во время поездок по железным дорогам страны, Сталин и его ближайшие соратники часто проводили встречи и обсуждения важных государственных дел в вагоне, оборудованном как мобильный кабинет. Это позволило не только эффективно работать в пути, но и обеспечивало безопасность, поскольку поезд был защищён бронированными вагонами, и командировка могла проходить без значительных рисков.

Комментарии

Ничего не найдено.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Смотрите также
Чем хороши строительный козлы WORX WX065?
Неплохое подспорье для тех, кто регулярно сталкивается с задачами по ремонту и строительству.
«Непетое волосьё»: каких девок не брали замуж на Руси?
Увы, на Руси многие девушки оставались невостребованными на роль жены. Рассказываем, почему так случалось.
Что видят сотрудники на "раздевающих" сканерах в аэропорту?
Неужели работники службы безопасности видят людей совершенно обнаженными?
Как пили пиво в СССР и чем его закусывали?
Пивная культура в СССР была весьма самобытна, в хорошем смысле слова. И есть немало причин, почему люди до сих пор по ней ностальгируют.
Курляндия: куда делась четвертая страна Прибалтики?
Несколько веков назад на территории Прибалтики существовала весьма могущественная страна — Курляндия. Но почему она пала?
Почему настоящей леди не нужны были панталоны?
Есть немало забытых вещей, которые, все же, иногда оказываются востребованными. Это касается и панталон.