Люди остаются людьми, независимо от места их обитания. В любой точке мира перед нами встают неизменные бытовые задачи: забота о гигиене, удовлетворение естественных потребностей и продолжение рода. Однако как с этим справляются оленеводы — дети сурового Крайнего Севера? Где температура в минус пятьдесят держится месяцами, а легкий чум — единственное жилище? Давайте разберемся, как в этих условиях решаются вопросы гигиены, умывания и даже рождения детей.
Для начала поговорим о туалетах. Здесь все устроено до обидного просто. Испокон веков чукчи и ненцы справляли нужду в снегу, выкапывая небольшую ямку за пределами чума. Чтобы обозначить место, в нее втыкали палку, иногда с прикрепленным рулоном туалетной бумаги. Зимой, чтобы не замерзнуть, они приспособились исполнять свои нужды прямо в длинных шубах, образующих своеобразный "домик", защищающий от ветра и мороза. Шубы спасают от обморожения, а палка, по словам хозяев стойбищ, теоретически может служить для защиты от хищников, но чаще просто указывает, куда идти.
Однако есть и важный нюанс: олени, обожающие соль, которая содержится в человеческой моче, могут не дать вам покоя, если выбрать для этого дела неудачное место. Поэтому иногда туалет отводят на значительное расстояние от стойбища. Современные технологии также не стоят на месте — сегодня биотуалеты начинают проникать даже в тундру.
С вопросами умывания и мытья дела обстоят не менее любопытно. Для получения воды снег просто растапливают, а у входа в чум размещают простые умывальники. Мыться принято за шторкой, в углу чума, поливая себя водой из кружки над тазом или ведром. Однако у северных народов есть и альтернативные методы гигиены. Один из них — натирание тела оленьим жиром, после чего следует процесс прогревания у огня. Когда жир вместе с потом и грязью скребком снимают с кожи, человек чувствует себя обновленным.
В последние годы в арсенале кочевников появляются мобильные бани и переносные печки, которые обеспечивают теплую воду для утреннего умывания. Однако традиционные поверья гласят, что частые помывки недопустимы, поскольку духи могут разгневаться, что приведет к болезням. Этот обычай имеет и практическую сторону: в условиях крайнего холода или летнего гнуса частая гигиена может стать причиной серьезных проблем со здоровьем.
Стирка у северян тоже весьма оригинальна. Грязную одежду просто развешивают на ветру или морозе — природа сама сделает свое дело. Мороз и снег очищают ткань так же эффективно, как и стиральная машина.
Что касается ухода за новорожденными, то в традициях чукчей роженице предоставляли отдельный чум, где ей помогали родственники и повитуха. Сейчас рожениц иногда эвакуируют в больницы вертолетами, что стало возможным благодаря спутниковой связи.
Нынешние поколения оленеводов в зимнее время нередко кочуют поближе к поселкам, где можно воспользоваться всеми благами цивилизации: от принятия душа до покупки одежды. Некоторые семьи даже снимают квартиры на время. Но, отдохнув от суровой тундры, они неизменно возвращаются к кочевому образу жизни, который для них остается неотъемлемой частью души.
Интересно, к слову, что у народов Севера, таких как чукчи и ненцы, считается, что запах человека — это его неотъемлемая часть, своего рода личный оберег. Поэтому излишняя чистоплотность, особенно частое мытье, воспринималась как уязвимость перед духами и природными силами. В некоторых общинах даже верили, что потеря природного запаха могла привести к неудаче на охоте или конфликту с духами тундры. Эта традиция, несмотря на современные изменения, до сих пор оставляет отпечаток на восприятии гигиены в северной культуре.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.