Сегодня самым массивным и мощным карьерным самосвалом считается машина, выпускаемая известным заводом «БелАЗ». Размер моторного отсека этого гиганта настолько впечатляет, что там вполне можно было бы обустроить жилое помещение. Разумеется, цена подобного транспортного средства весьма высока, однако не менее любопытно узнать, сколько топлива требуется для его работы. При этом сказать просто «много» — значит не передать всю суть этого вопроса.
Подавляющее число грузовых автомобилей в качестве топлива использует дизель, который отличается высокой плотностью, что позволяет выдавать значительную мощность даже при сравнительно низких оборотах двигателя. В среднем дизельные установки превосходят бензиновые аналоги по коэффициенту полезного действия на 15-40%. К тому же дизельное топливо расходуется на 10-20% экономичнее, что делает эксплуатацию таких двигателей более выгодной. Именно поэтому в сфере грузоперевозок дизельные агрегаты практически не имеют конкурентов. Что касается карьерных самосвалов, то здесь дизель остается безальтернативным решением, поскольку его преимущества значительно перевешивают возможные недостатки при использовании в столь тяжелых условиях.
Говоря о потреблении топлива карьерными машинами «БелАЗ», легко догадаться, что расход здесь колоссальный. Один только объем топливных баков уже намекает на это. Самый грузоподъемный самосвал на сегодняшний день — это БелАЗ-75710, способный перевозить 450 тонн груза. Эту громадину приводит в движение пара мощных дизельных двигателей MTU Detroit Diesel 16V4000, каждый из которых развивает 2330 лошадиных сил. В свою очередь, эти моторы питают две тяговые установки Siemens MMT500, обеспечивающие движение четырех колесных электродвигателей 1TB3026-0G-03, каждый из которых выдает 1200 л.с. Объем топлива, необходимого для работы этой машины, впечатляет: общий объем двух баков достигает 5600 литров, по 2800 в каждом.
Для карьерных самосвалов расход топлива традиционно измеряется в литрах за час работы, так как специфика их эксплуатации требует учета именно такого параметра. В среднем БелАЗ-75710 потребляет около 340 литров дизельного топлива в час. Это значит, что полной заправки должно хватить примерно на 15-17 часов работы. Если учитывать, что в настоящее время цена дизеля составляет 69,99 рублей за литр, то заправка машины на двое суток обойдется примерно в 391 944 рубля.
Таким образом, каждый час работы потребляет топлива на сумму порядка 23 796 рублей 60 копеек. К этому стоит прибавить значительное количество технических жидкостей, таких как 538 литров масла, 1800 литров гидравлической жидкости и 890 литров охлаждающей смеси. Конечно, эти жидкости не заменяют при каждой заправке, но их расход все равно остается внушительным.
Если посмотреть на расход топлива БелАЗ-75710 в сравнении с другими карьерными самосвалами, то его «аппетит» действительно впечатляет. Однако пока аналогов по грузоподъемности у этой модели просто нет. Сегодня не существует серийных карьерных самосвалов, которые могли бы перевозить 450 тонн груза. Ближайшие конкуренты по тоннажу достигают 400 тонн, а наиболее распространенные модели работают с грузами в пределах 350-360 тонн. По техническим характеристикам такие машины схожи между собой, поэтому в качестве примера можно взять широко известную модель Liebherr T282B американского производства, разработанную в Швейцарии. Этот карьерный самосвал рассчитан на перевозку 363 тонн груза, оснащен топливным баком объемом 4730 литров и расходует в среднем 174 литра дизельного топлива в час. Таким образом, даже среди своих гигантских конкурентов БелАЗ-75710 остается рекордсменом по многим параметрам, включая и расход топлива.