Как оказалось, не только немецкие текстильщики, создававшие форму, от которой солдаты Третьего рейха промерзали до костей в суровые зимние морозы, невольно способствовали советской победе. В этот список можно добавить и маляров, чья работа привела к тому, что немецкие танки отправлялись в бой, окрашенные в оттенок, не слишком подходящий для маскировки.
Почему же бронетехника Вермахта была серого цвета и фактически выходила на поле боя без должной маскировки? И что стояло за таким выбором окраски? Об этом мы сегодня и поговорим.
Военное оснащение любой армии проходит обязательную покраску, и делается это не просто так. Одна из ключевых причин – защита металлических элементов от коррозии, продлевающая срок службы машины. Но не менее важно и то, что удачно подобранный цвет позволяет технике слиться с окружением, снижая вероятность обнаружения и попадания по ней.
Если обратить внимание на расцветку бронемашин времен Великой Отечественной войны, можно заметить любопытную деталь. Советские танки окрашивали в зеленый цвет, а техника Третьего рейха имела серый оттенок. При этом боевые действия велись на одной и той же территории, что логично должно было привести к одинаковым камуфляжным решениям. Может показаться, что ответственные за покраску в немецкой армии просто не учитывали реалии фронта, но на самом деле это не так. Давайте разберемся, почему была выбрана именно такая гамма.
Основной фактор, влияющий на цветовую палитру, – это планирование боевых действий. Любая бронемашина должна гармонировать с окружением, усложняя врагу процесс ее обнаружения и поражения. Причем даже заводская покраска уже должна учитывать этот фактор, ведь в условиях боев нанесенный поверх базового слоя камуфляж может быстро стереться.
Советские разработчики руководствовались особенностями родного ландшафта. Огромные просторы страны включали в себя густые леса и бескрайние поля, где, по их мнению, и предстояло вести основные сражения. Именно поэтому заводской стандарт предусматривал окраску в оттенок 4БО – характерный зеленый цвет, максимально сливающийся с природными пейзажами.
А вот в Германии подход был совершенно иным. В Европе плотность населения всегда была выше, открытых пространств намного меньше, а основными театрами военных действий предполагались городские районы. Немецкие военные стратеги сделали вывод, что техника должна маскироваться под условия городов, улиц и дорог. Так на броне немецких танков появился цвет Dunkelgrau (RAL 46) – темный серый, который, как считалось, позволял машине оставаться менее заметной на фоне зданий и асфальта.
Разумеется, базовый цвет был лишь отправной точкой, а дополнительная маскировка зависела от времени года и ландшафта. Например, зимой и зеленый, и серый танк выделялись на фоне белого снега, превращаясь в удобные мишени. Поэтому советские танкисты использовали простые, но эффективные способы – покрывали броню разведенной водой известью, иногда добавляя мел, каолин или гипс, превращая танк в белоснежный объект, теряющийся среди сугробов.
В немецкой армии существовали свои методы. В теплое время года экипажам рекомендовалось самостоятельно окрашивать бронемашины в матовый зеленый, адаптируя технику под растительность. Однако на практике это выполнялось далеко не всегда.
Командование Вермахта сделало ставку на техническое превосходство и молниеносную победу. В первые годы войны эта стратегия действительно работала – немецкие танки господствовали на полях сражений, и потому к вопросам маскировки подходили без особого энтузиазма. Немцы рассчитывали, что и без камуфляжа их машины одержат победу.
Советская промышленность, в свою очередь, работала на пределе возможностей, штампуя танки в максимально возможных объемах. Доработка внешнего вида на местах была просто нецелесообразной – бронетехника поступала в бой прямо с заводских конвейеров в стандартной заводской расцветке.
Так на полях сражений оказались машины, окрашенные не в соответствии с местностью, а исходя из первоначальных заводских стандартов. В итоге первые годы войны прошли не в противостоянии закамуфлированных против закамуфлированных, а в схватке серых танков против зеленых.
Только к 1943 году немецкое командование осознало, что блицкриг провалился, а война затянулась. В результате к маскировке техники стали относиться серьезнее. В то же время у СССР появились не только ресурсы для массового производства бронетехники, но и возможность более тщательно продумывать окраску и камуфляжные решения.
Таким образом, даже такой на первый взгляд незначительный фактор, как краска на броне, сыграл свою роль в переломе хода войны. Советские танки стали лучше скрываться в условиях боевых действий, а немецкие – теряли свое преимущество. Итог этого противостояния известен всем – именно Красная армия сумела окончательно переломить ситуацию и прийти к полной победе.
Не зря советские танкисты говорили: «Нет зрелища лучше, чем горящий серый фашистский танк на фоне зеленого поля».