В Советском Союзе мопеды пользовались широкой популярностью. Личный автомобиль оставался роскошью, доступной далеко не каждому, ведь его содержание требовало наличия гаража, а заработок на машину был задачей не из лёгких. На этом фоне мопеды стали прекрасной альтернативой: они были экономичны, компактны и отличались разнообразием моделей в разных ценовых категориях. Эти транспортные средства идеально подходили как для передвижения по городу, где автомобили ещё не стали обыденностью, так и для поездок в районный центр, особенно в сельской местности, где иной возможности добраться просто не существовало. Основным производителем мопедов в стране стал завод в городе Львов, который после долгих лет разработки представил знаменитую марку "Верховина".
Особое место среди моделей "Верховины" занимает редкая версия "Верховина-4". Её создание стало уникальным для того времени опытом: разработчики учитывали пожелания и запросы будущих владельцев. Такой подход, ориентированный на мнение обычных людей, был применён впервые. Производство этой модели также велось во Львове, а в серийный выпуск она попала в 1970-х годах.
Конструкцию мопеда стремились сделать современной и более удобной. Одним из ключевых решений стало изменение формы и конструкции седла, которое приблизили к дизайну микромотоцикла. Это позволило организовать внутреннее пространство для хранения различных мелочей: от инструментов до канистры с бензином. Седло также подверглось доработке: его сделали длиннее и комфортнее. Руль стал выше и удобнее, а багажное отделение заменили на боковые бардачки, которые улучшили внешний вид и повысили функциональность транспортного средства. Все эти изменения сделали мопед более практичным и современным.
Дизайн также выделялся своей яркостью и неординарностью. Корпус окрашивали в насыщенные цвета, такие как зелёный, голубой, бордовый и красный. Красные модели часто экспортировались за границу, а их наклейки располагались по бокам. Для внутреннего рынка использовались другие цвета, и декоративные элементы размещались сверху. Интересно, что именно эта модель засветилась в известном фильме "Приключения Электроника".
Помимо "Верховины-4", другие модели этой марки тоже заслуживают внимания. Например, "Верховина-3" появилась в 1970 году. Её бензиновый двигатель, хоть и был маломощным, потреблял всего 2 литра топлива на 100 километров. Оригинальное дизайнерское решение — крепление бака к раме — придавало мопеду своеобразный стиль. Этот транспорт был популярен среди молодёжи и старшего поколения.
В 1975 году выпустили "Верховину-5". Её главными преимуществами стали высокая грузоподъёмность и способность развивать скорость до 50 километров в час. С ёмкостью бака в 7,5 литров и маломощным двигателем она оставалась экономичной. Производство этой модели продолжалось всего два года, но она успела стать любимой среди ценителей мопедов.
"Верховина-6", начавшая выпуск в 1977 году, отличалась отсутствием педалей. Вместо них использовался кик-стартер, что делало её инновационной для того времени. Модель имела стильный внешний вид и небольшой багажник, способный выдержать 15 килограммов. Седло и руль также получили улучшения. Эта версия выпускалась три года и завершила своё существование в 1980 году, уступив место следующей.
"Верховина-7" начала производиться в 1980 году. Это был лёгкий мопед весом всего 55 килограммов, который мог перевозить до 100 килограммов груза. С расходом топлива всего 1,8 литра на 100 километров модель оставалась чрезвычайно экономичной. Однако её производство продолжалось лишь год.
Среди спортивных версий выделяется "Верховина-спорт". Эта модель создавалась на основе "Верховины-6" для любителей активного вождения. Глушитель был поднят вверх, а вместо багажника добавили крепление. Её выпуск был ограниченным, а заполучить такой мопед хотел каждый мальчишка, увидевший его фото в журналах "За рулем" или "Техника молодежи".
Мопеды марки "Верховина" стали настоящим прорывом в своём сегменте. Каждая новая модель вызывала огромный интерес у покупателей, ожидавших свежих решений от разработчиков. Сегодня эти мопеды уже не производятся, но они остаются частью истории и до сих пор хранятся у коллекционеров и любителей советской техники.
Мопеды марки "Верховина" не только стали символом советской инженерной мысли, но и нашли применение в самых неожиданных сферах. Например, известно, что в некоторых колхозах и сельскохозяйственных предприятиях мопеды активно использовались для транспортировки небольших грузов, доставки почты и даже в качестве служебного транспорта председателей колхозов. Их компактные размеры и экономичность делали их незаменимыми для передвижения по просёлочным дорогам и между близлежащими деревнями. Этот факт лишь подчёркивает универсальность мопедов, которые стали настоящей находкой для сельской местности.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.