Недавно один знакомый задал вопрос, который сначала показался наивным, но на самом деле оказался вполне уместным. Чтобы прояснить ситуацию, я решил сделать небольшой историко-религиозный разбор. Начнем с того, что Армянская Апостольская Церковь, к которой относится большая часть армянского народа, не входит ни в число католических, ни в православных конфессий. И уж тем более, она не имеет отношения к протестантизму. Это самостоятельная и уникальная христианская традиция со своей древней историей и особыми богословскими чертами.
Христианство как официальную религию армянский народ принял одним из первых — еще в начале IV века, а именно в 301 году, при царствовании Трдата III. Это произошло задолго до того, как христианская церковь раскололась на Восточную и Западную ветви. Именно поэтому корректнее отнести Армянскую Апостольскую Церковь к древневосточным христианским общинам — по аналогии с коптской или ассирийской церковью. Уникальность Армянской Церкви прослеживается и в культуре, и в богослужении. Крест здесь изображается особым образом — «живым», храмы строятся по уникальному канону, а в религиозных обрядах сохранились древние элементы, такие как жертвоприношение Маттах.
Интересной особенностью является и то, что армяне, совершая крестное знамение, ведут руку слева направо. Причина в том, что формула произносится иначе: «во имя Отца и Сына и Духа Святого», где ударение делается на «Духа Святого» как единого целого, а не на «Святого Духа» в русской версии.
Если обратиться к отношениям с другими христианскими церквями, то, например, Русская Православная Церковь не поддерживает евхаристического общения с Армянской Апостольской Церковью. Однако, несмотря на это, при переходе из ААЦ в православие, как правило, не требуют крещения заново. Исповеди перед православным священником обычно оказывается достаточно.
Часто у людей возникает вполне логичный вопрос: почему же тогда руководитель Армянской Апостольской Церкви, пребывающий в Эчмиадзине, носит титул Католикоса? Не означает ли это связь с католической церковью и Папой Римским? На самом деле, никакой зависимости тут нет. Слово «Католикос» происходит из древнегреческого языка и в буквальном смысле означает «всеобщий», или «соборный». Оно отражает не подчинение, а скорее универсальность пастырской власти.
Сегодняшний глава ААЦ — уже 132-й по счету — официально именуется следующим образом: Гарегин II, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародно почитаемого Араратского Престола Армянской Апостольской Церкви, располагающейся в Первопрестольном святом кафедральном Эчмиадзине. Таким образом, по сути, его можно было бы назвать и Патриархом, что по смыслу ближе к другим христианским традициям. Однако наименование «Католикос» исторически закрепилось за армянским первоиерархом со времен Григория Просветителя — того самого, кто первым обратил армян в христианскую веру.
И здесь важно подчеркнуть: никакой власти Папы Римского Католикос Армянской Апостольской Церкви не признает. Он возглавляет свою церковь полностью независимо.
Тем не менее, стоит упомянуть, что наряду с ААЦ существует и другая конфессия — Армянская католическая церковь, сформировавшаяся в средневековье. Её последователи — армяне по происхождению, придерживающиеся католической веры. Они сохранили богослужение на армянском языке и национальные обряды, но при этом признают верховенство Папы Римского. Эта церковь является частью глобальной католической традиции, хоть и сохраняет определённую этноконфессиональную самобытность.