Легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя» знаком многим зрителям, если не каждому. В одной из сцен Володя Шарапов появляется на торжественном мероприятии в честь Октябрьской революции, демонстрируя боевые награды. Однако при сравнении литературного первоисточника и экранизации становится заметно, что отличия в количестве и составе наград весьма существенные. Вопрос о том, почему на экране разведчик оказался с сокращённым перечнем знаков отличия, остается открытым.
Если внимательно сопоставить книгу «Эра милосердия», написанную братьями Вайнерами, и картину, снятую Станиславом Говорухиным, можно увидеть, что боевой путь героя в киноверсии был отображён иначе, чем в литературном произведении. Создаётся впечатление, что вместо точно подобранных наград реквизиторы использовали то, что имелось под рукой, не слишком заботясь о соответствии.
Одним из заметных расхождений является то, что в фильме у Шарапова имеется только один орден Отечественной войны, в то время как в книге их было два. С орденом Красной Звезды произошла аналогичная ситуация. Кроме того, набор медалей также не совпадает. В киноленте зрители видят у героя награды «За освобождение Праги» и «За оборону Ленинграда», что создаёт ощущение его участия в боевых действиях на разных фронтах. Видимо, подбор реквизита осуществлялся по принципу доступности, и достоверность этого момента не была в приоритете.
Однако самое интересное связано с польскими наградами. Согласно книге, Шарапов был удостоен польской медали и высокого знака отличия – креста «Виртути Милитари». В экранизации этот орден действительно присутствует, но с одной существенной неточностью. Лента награды соответствует оригиналу, однако сама награда оказалась не той, что должна быть. Вместо «Виртути Милитари» на ней размещён польский орден третьей степени «Крест заслуги», который относится уже к послевоенному периоду.
Такой несоответствующий подбор наград можно считать очередной киношной ошибкой. Подобные неточности встречаются во многих фильмах – иногда по незнанию, а иногда из-за недостаточного внимания к деталям.
Однако подобные ляпы не умаляют художественной ценности фильма и не делают его менее захватывающим для зрителей.