Советская военная промышленность регулярно выполняла особые заказы Министерства обороны, разрабатывая и производя новые транспортные средства для армии. С началом военных действий в Афганистане вместе с контингентом советских войск в регион была направлена значительная часть техники. Однако особенно остро встал вопрос о транспортных средствах для перевозки солдат и грузов, поскольку таких машин катастрофически не хватало.
Среди прочих моделей для обеспечения армии было принято решение использовать многофункциональные грузовики, зарекомендовавшие себя в условиях тяжелой эксплуатации и отличавшиеся высокой надежностью. Одной из таких машин стал армейский грузовик ГАЗ-66, который получил в войсках неофициальное прозвище «шишига».
Эта модель выпускалась в двух вариантах: для гражданского использования и для нужд армии. Однако среди советских военнослужащих ГАЗ-66 быстро приобрел дурную славу. Машина не только не оправдала ожиданий, но и выявила множество конструктивных недостатков, что привело к негативному отношению со стороны солдат.
Название «шишига» грузовик получил, как полагают многие, благодаря числовому обозначению модели. В народе цифры «66» превратились в звучное прозвище, которое закрепилось за машиной. Однако существует и другая версия, связанная с русскими суевериями. Число 6 издавна считалось несчастливым, а сочетание двух шестерок вызывало ассоциации с чем-то зловещим. Учитывая многочисленные проблемы, сопровождавшие машину, часть военных всерьез верила, что именно название стало причиной постоянных неисправностей и неудач.
Модель ГАЗ-66 была разработана еще в 1957 году, но на конвейер попала далеко не сразу. Испытания показали, что у конструкции есть множество недоработок, устранение которых требовало значительных усилий. Проблем оказалось настолько много, что даже среди инженеров завода ходили разговоры о неудачном индексе, принесшем проекту несчастья.
В боевых условиях Афганистана «шишига» использовалась не только для перевозки личного состава и грузов, но и как мобильная платформа для установки вооружения. В кузове нередко крепились пулеметы или минометы, превращая машину в боевую единицу. Однако если в мирных условиях грузовик показывал себя вполне достойно, то в суровом афганском климате с его сложным рельефом ГАЗ-66 оказался далеко не лучшим выбором.
На крутых подъемах грузовик часто глох, особенно на низких оборотах. Высокогорье с разреженным воздухом ухудшало работу двигателя, приводя к резкому увеличению расхода топлива и сбоям в топливной системе. Мощность падала настолько, что машина с трудом преодолевала уклоны даже вхолостую. Нередко водителям и пассажирам приходилось покидать кабину и идти пешком, чтобы хоть как-то облегчить подъем. Иногда даже это не помогало, и тогда ГАЗ-66 приходилось брать на буксир, чтобы колонна смогла преодолеть горные перевалы.
Однако самой серьезной проблемой, вызвавшей ненависть водителей к этой модели, стала конструкция кабины. Водитель и пассажир располагались прямо над передними колесами, что делало машину крайне опасной в случае подрыва на мине. Моджахеды, прекрасно зная об этом недостатке, специально минировали дороги, по которым проходили советские колонны. В результате ГАЗ-66 становился смертельной ловушкой для экипажа. В отличие от «КрАЗов» и «Уралов», у которых переднее колесо находилось дальше от кабины, защищая водителя от взрывной волны, в «шишиге» у людей, сидящих впереди, практически не было шансов выжить.
До самого вывода советских войск из Афганистана ГАЗ-66 продолжали поставлять из СССР, несмотря на все очевидные проблемы. Командование прекрасно осознавало, что этот грузовик не подходит для эксплуатации в высокогорных районах, но никаких изменений в поставках техники не последовало. Хотя многие модели, находившиеся на вооружении, уже давно устарели, финансирование на разработку новых грузовиков выделять не спешили.
Кстати, несмотря на все недостатки, ГАЗ-66 использовался не только в армии, но и в народном хозяйстве. После демобилизации часть этих машин попадала в руки гражданских пользователей, которые приспосабливали их под различные нужды, от лесозаготовки до перевозки грузов в труднодоступных регионах. Благодаря высокой проходимости и простоте конструкции «шишига» продолжала эксплуатироваться даже спустя десятилетия после окончания производства.