Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Почему военные СССР терпеть не могли знаменитую «Шишигу»?

Обновлено 05.12.2025 в 10:00

Советская военная промышленность регулярно выполняла особые заказы Министерства обороны, разрабатывая и производя новые транспортные средства для армии. С началом военных действий в Афганистане вместе с контингентом советских войск в регион была направлена значительная часть техники. Однако особенно остро встал вопрос о транспортных средствах для перевозки солдат и грузов, поскольку таких машин катастрофически не хватало.

Среди прочих моделей для обеспечения армии было принято решение использовать многофункциональные грузовики, зарекомендовавшие себя в условиях тяжелой эксплуатации и отличавшиеся высокой надежностью. Одной из таких машин стал армейский грузовик ГАЗ-66, который получил в войсках неофициальное прозвище «шишига».

Эта модель выпускалась в двух вариантах: для гражданского использования и для нужд армии. Однако среди советских военнослужащих ГАЗ-66 быстро приобрел дурную славу. Машина не только не оправдала ожиданий, но и выявила множество конструктивных недостатков, что привело к негативному отношению со стороны солдат.

Название «шишига» грузовик получил, как полагают многие, благодаря числовому обозначению модели. В народе цифры «66» превратились в звучное прозвище, которое закрепилось за машиной. Однако существует и другая версия, связанная с русскими суевериями. Число 6 издавна считалось несчастливым, а сочетание двух шестерок вызывало ассоциации с чем-то зловещим. Учитывая многочисленные проблемы, сопровождавшие машину, часть военных всерьез верила, что именно название стало причиной постоянных неисправностей и неудач.

Модель ГАЗ-66 была разработана еще в 1957 году, но на конвейер попала далеко не сразу. Испытания показали, что у конструкции есть множество недоработок, устранение которых требовало значительных усилий. Проблем оказалось настолько много, что даже среди инженеров завода ходили разговоры о неудачном индексе, принесшем проекту несчастья.

В боевых условиях Афганистана «шишига» использовалась не только для перевозки личного состава и грузов, но и как мобильная платформа для установки вооружения. В кузове нередко крепились пулеметы или минометы, превращая машину в боевую единицу. Однако если в мирных условиях грузовик показывал себя вполне достойно, то в суровом афганском климате с его сложным рельефом ГАЗ-66 оказался далеко не лучшим выбором.

На крутых подъемах грузовик часто глох, особенно на низких оборотах. Высокогорье с разреженным воздухом ухудшало работу двигателя, приводя к резкому увеличению расхода топлива и сбоям в топливной системе. Мощность падала настолько, что машина с трудом преодолевала уклоны даже вхолостую. Нередко водителям и пассажирам приходилось покидать кабину и идти пешком, чтобы хоть как-то облегчить подъем. Иногда даже это не помогало, и тогда ГАЗ-66 приходилось брать на буксир, чтобы колонна смогла преодолеть горные перевалы.

Однако самой серьезной проблемой, вызвавшей ненависть водителей к этой модели, стала конструкция кабины. Водитель и пассажир располагались прямо над передними колесами, что делало машину крайне опасной в случае подрыва на мине. Моджахеды, прекрасно зная об этом недостатке, специально минировали дороги, по которым проходили советские колонны. В результате ГАЗ-66 становился смертельной ловушкой для экипажа. В отличие от «КрАЗов» и «Уралов», у которых переднее колесо находилось дальше от кабины, защищая водителя от взрывной волны, в «шишиге» у людей, сидящих впереди, практически не было шансов выжить.

До самого вывода советских войск из Афганистана ГАЗ-66 продолжали поставлять из СССР, несмотря на все очевидные проблемы. Командование прекрасно осознавало, что этот грузовик не подходит для эксплуатации в высокогорных районах, но никаких изменений в поставках техники не последовало. Хотя многие модели, находившиеся на вооружении, уже давно устарели, финансирование на разработку новых грузовиков выделять не спешили.

Кстати, несмотря на все недостатки, ГАЗ-66 использовался не только в армии, но и в народном хозяйстве. После демобилизации часть этих машин попадала в руки гражданских пользователей, которые приспосабливали их под различные нужды, от лесозаготовки до перевозки грузов в труднодоступных регионах. Благодаря высокой проходимости и простоте конструкции «шишига» продолжала эксплуатироваться даже спустя десятилетия после окончания производства.

В тренде 🔥
AI ныряет в бассейн: представлены Holoswim 2 Go — “умные” очки для тренировок
Holoswim 2 Go изменили плавание навсегда: теперь бассейн сам ведёт тренировку
TikTok представил AI‑смартфон ByteDance, который сам покупает вам вещи
Телефон, который умеет покупать сам — звучит как фантастика, правда? Но это уже реальность
Reebok выходит на рынок смарт-часов: дебют на платформе VitalOS
На первый взгляд — просто ещё один умный гаджет. Но Reebok готов доказать, что спорт и технологии способны идти вровень. В декабре 2025 года бренд объявил о своих первых смарт-часах на VitalOS
Пауэрбанк-монстр: Xiaomi выпустила аккумулятор с зарядкой 165 Вт
Xiaomi выпустили настоящий пауэрбанк-монстр. Рассказываем, почему его так называют и на что он способен.
Представлен OnePlus Ace 6T: 8300 мА·ч, Snap Gen 5 и 100 Вт за 30 тыс. ₽
OnePlus выпустили новинку всего за 30 тысяч рублей, причем с весьма впечатляющими характеристиками.
Представлен монитор Xiaomi A24i 2026: 144 Гц за цену обычного "офисника"
Xiaomi выпустили 144-герцовый монитор по цене обычного «офисника». Рассказываем, почему стоит обратить на него внимание.
OPPO Find X9 официально выходит в России: флагман с 7000 мА·ч удивил фанатов
Когда флагман, шедший в обход российского рынка, внезапно появляется у нас — это не просто новинка, а событие
POCO Pad M1 приехал в Россию: 12-дюймовый планшет с 10 000 мА·ч дешевле смартфона
12-дюймовый POCO Pad M1 приехал в Россию — дешевле iPhone и с мощной батареей
POCO F8 Ultra/Pro: кому нужен первый смартфон с сабвуфером?
Рассказываем, кому вообще может понадобиться новый смартфон от POCO с сабвуфером.
Китайцы встроили насос в смарт-часы: Rogbid Rowatch D3 мерят давление по-настоящему
Ещё недавно идея «насоса в часах» звучала как фантастика. А теперь — реальность, помещающаяся на запястье.
Не ставьте смартфон на беспроводную зарядку ночью
Неожиданное предупреждение инженеров
Что будет, если поругаться с ИИ?
Когда помощник выходит из-под контроля!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт