Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Прерванный полет «Беркута»: как исчез этот уникальный истребитель?

Обновлено 26.10.2025 в 10:00
13 января 2025
Константин Назаров

В конце 1990-х и начале 2000-х годов Су-47 «Беркут» стал настоящей звездой отечественного ВПК, наряду с такими известными образцами, как вертолет Ка-50 и танк Т-90. Его называли самолетом из будущего, символом технологического прогресса, а освещение в прессе создавало впечатление чего-то невероятного. Популярность проекта была столь велика, что образ «Беркута» даже проник в западные компьютерные игры, где он представлен как мощный и опасный противник.

Однако судьба самолета оказалась не столь блестящей, как его репутация. Первый построенный экземпляр Су-47 так и остался единственным. Далее будет рассмотрено, почему это произошло.

Обратная стреловидность крыла: преимущества и вызовы

Одной из ключевых особенностей Су-47 стало крыло обратной стреловидности (КОС). Этот конструктивный подход обеспечивает повышенную маневренность на малых скоростях, улучшает взлет и посадку, а также позволяет достигать больших углов атаки. Первые эксперименты с такой схемой начались еще в 1940-х годах в Германии, где инженеры разработали опытные реактивные бомбардировщики Junkers Ju-287. Тогда крыло с обратной стреловидностью применялось для улучшения характеристик управления при малых скоростях.

После войны оба прототипа достались Советскому Союзу, где их тщательно изучили. Несмотря на выявленные преимущества, существенные недостатки перевесили: при увеличении скорости возникала статическая неустойчивость.

Позднее, в 1980-х годах, к исследованиям КОС вернулись в США. Самолет X-29, созданный на базе F-5 и F-16, стал экспериментальной платформой для этой схемы. Для борьбы с неустойчивостью была разработана сложная электронная система управления, однако летчики жаловались, что самолет ощущается как тяжелый бомбардировщик, несмотря на его компактные размеры. Крыло также вызвало трудности: традиционные материалы оказывались либо слишком тяжелыми, либо недостаточно прочными. Решение нашлось в применении углепластиков, что позволило создать достаточно легкую и одновременно прочную конструкцию.

Испытания X-29 выявили улучшения на дозвуковых скоростях, но на сверхзвуке проявились серьезные проблемы: повышенное сопротивление, вибрации и тряска. Итогом стало прекращение работы над боевыми самолетами с КОС.

Начало пути Су-47

В СССР к разработке самолета с обратной стреловидностью крыла приступили в 1983 году. Первоначальный проект модернизации Су-27 под индексом С-22 не оправдал ожиданий из-за избыточного веса конструкции. Тогда была начата работа над новой моделью — С-32.

К 1988 году создали аванпроект, предполагающий создание корабельного истребителя для авианосцев, а также варианта для ВВС. Экспериментальный образец планировали поднять в воздух уже через три года, но в начале 1990-х разработка лишилась государственного финансирования из-за экономических трудностей. Несмотря на это, проект продолжили реализовывать инициативно.

Особую сложность представляло изготовление крыла, которое впервые в отечественном авиастроении было выполнено из композитных материалов. Композитные элементы создавали на предприятии в Обнинске, единственном в стране, имевшем необходимое оборудование.

Для нового самолета изначально предполагалось использовать двигатели АЛ-41Ф, но из-за сложностей на первом прототипе установили менее мощные Д-30Ф6, позаимствованные у МиГ-31.

Испытания и звезда авиасалонов

Первый полет Су-47, известного тогда как С-37, состоялся в 1997 году. Поскольку бюджет был ограничен, строить отдельный экземпляр для статических испытаний не стали, что потребовало доработки единственного образца для полетов. На нем отсутствовали радары, вооружение и цифровая система управления, вместо которой использовали аналоговую.

Дебют самолета перед широкой публикой состоялся на авиасалоне МАКС-1999, где он мгновенно стал сенсацией. СМИ активно обсуждали проект, сравнивая его с американским F-22, и представляли как будущий российский истребитель пятого поколения.

К началу 2000-х Су-47 прошел программу испытаний, включая полеты на сверхзвуке. Руководство ОКБ «Сухой» заявляло, что полученные данные станут основой для разработки перспективного истребителя.

Наследие Су-47

В декабре 2002 года ОКБ «Сухой» возглавило создание истребителя пятого поколения, известного сегодня как Су-57. Су-47 же оставался экспериментальной платформой, на которой отрабатывались отдельные системы, такие как отсеки вооружения.

Последний раз «Беркут» показали публике на МАКС-2019, но уже как экспонат статической выставки. Сейчас самолет хранится в ЛИИ имени Громова.

Причины отказа от КОС при разработке Су-57 остаются предметом споров. Скорее всего, проблемы, связанные с вибрацией и тряской на сверхзвуке, так и не удалось устранить, а преимущества на дозвуковых скоростях были признаны недостаточно значительными для самолета нового поколения.

Хотя Су-47 не стал серийным истребителем, его вклад в развитие отечественной авиации трудно переоценить. Проект дал инженерам ценный опыт и технические наработки, которые использовались в последующих разработках. «Беркут» доказал, что даже в условиях кризиса отечественная авиапромышленность способна создавать уникальные самолеты.

Кстати, Су-47 стал одним из первых отечественных самолетов, на которых активно тестировались технологии стелс. Хотя корпус самолета не был полностью оптимизирован для снижения радиолокационной заметности, инженеры использовали различные решения для изучения взаимодействия материалов и конструкции с радиоволнами. Например, на отдельных участках фюзеляжа применялись специальные покрытия, уменьшающие отражение сигнала. Это помогло получить ценные данные, которые позже использовались при разработке Су-57, ставшего полноценным истребителем пятого поколения с пониженной заметностью.

В тренде 🔥
Новые TECNO Megabook S14 и T14 Air тоньше и дешевле ASUS — уже в продаже
TECNO выпустала сверхтонкие ноутбуки, которые могут дать фору даже флагманам от ASUS, при этом и стоят они дешевле.
HUAWEI MatePad 12 X стартовал: планшет, ради которого не нужен ноутбук
HUAWEI запустила в России MatePad 12 X — новый планшет со скидкой и подарками на старте. С первых часов стало ясно: это не просто релиз, а вызов привычкам.
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
Сбой в ВТБ: клиенты не могли оплатить даже метро — банк объяснил, что случилось
Утро 20 октября началось для многих москвичей с короткой, но тревожной фразы: «Оплата не прошла».
Новый SberBox Max 3 превращает любой телевизор в умный за 8000₽
Когда телевизор вдруг начинает понимать команды, отвечать голосом и улучшать картинку, кажется, будто техника обрела характер. Именно такой эффект производит SberBox Max 3
Amazon “сломала интернет”: сбой AWS положил Snapchat, Fortnite и банки
Когда утром 20 октября 2025 года миллионы людей по всему миру вдруг поняли, что не могут войти в Snapchat или запустить Fortnite
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
Ai-функции Apple Intelligence в iOS 26: как включить в РФ и что ограничено?
К сожалению, Ai-функции в новом iOS 26 ограничены для россиян. Как же решить эту проблему?
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт