Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
А куда, собственно, делись руки Венеры Милосской?

Среди великих шедевров мировой культуры скульптура Венеры Милосской занимает особое место, и интерес к ней не ослабевает уже два столетия. Главная интрига — куда же исчезли руки этой знаменитой богини? Ведь именно этот недостающий фрагмент породил множество догадок, обсуждений и мифов.

Образ богини любви, известной у римлян как Венера, а у греков как Афродита, на протяжении веков вдохновлял художников и скульпторов. Венеру Милосскую, как и её предшественницу — Афродиту Книдскую, принято относить к категории так называемой «стыдливой Венеры», но в случае милосской статуи ситуация осложняется: из-за отсутствия рук невозможно точно сказать, какие символы она держала и в какой позе изображена. Это обстоятельство породило немало версий и догадок среди исследователей.

Оригинал Афродиты Книдской был создан великим скульптором Праксителем, который, как гласят предания, использовал в качестве модели свою возлюбленную, знаменитую гетеру Фрину. Этот образ оказался настолько вдохновляющим, что спустя столетия был воссоздан скульптором Александросом, сыном Менида. Имя автора было увековечено на постаменте статуи, который, к сожалению, со временем затерялся. Из надписи, когда-то украшавшей основание скульптуры, известно лишь следующее: творение принадлежит жителю Антиохии на Меандре, который собственноручно изготовил статую.

Находка, сделанная в 1820 году, стала подлинной сенсацией. Остров Милос в Эгейском море подарил Венере её современное имя. В тот день местные крестьяне занимались обычной работой на участке, когда внезапно почва под ногами начала проседать. Заинтересованные необычным явлением, они начали рыть, и, опустив в образовавшееся отверстие светильник, обнаружили внутри нечто, что оказалось древней каменной кладкой. Продолжив раскопки, земледельцы наткнулись на старинное святилище, в центре которого стояла она — изящная и загадочная Венера.

Позднее выяснилось, что мраморная фигура была разделена на две части, а к левому плечу был прикреплён металлический штырь — видимо, удерживавший руку. Считалось, что именно в этой руке богиня держала яблоко, символ победы в мифическом споре. Однако существует и альтернативное мнение: обнаруженная отдельно мраморная кисть вовсе могла быть частью другой скульптуры. Обстоятельства находки описывались так: фермер трудился недалеко от античного театра, среди выдолбленных в скале гробниц, которые вели к берегу моря.

Участником событий стал французский моряк по имени Оливье Вутье, находившийся на борту судна «Эстафетт». Он стал первым европейцем, увидевшим Венеру Милосскую в тот момент. Впечатлённый увиденным, Вутье сообщил об открытии французскому дипломатическому представителю, который, недолго думая, организовал экспедицию за скульптурой. Целью было передать находку в Париж, в коллекцию королевского музея. Однако не все были столь же восхищены: представитель французского консульства выразил сомнение в художественной ценности статуи, отметив, что та повреждена, лишена рук и сопровождается какими-то колоннами с головами.

Когда посланцы короля прибыли на остров, они столкнулись с неожиданным препятствием: османские власти уже загрузили скульптуру на судно с намерением переправить её в столицу империи — Стамбул. Только благодаря дипломатическому мастерству виконта Марселла, представителя французского посольства, удалось уговорить турецкую сторону передать Венеру Франции. Так статуя была спасена и вскоре отправилась на французском корабле в новое путешествие.

Считается, что руки у богини отсутствовали ещё при её обнаружении. Тем не менее, известно, что некогда статуя была украшена ювелирными изделиями — на ней были серьги, браслеты и даже тиара. Все эти детали безвозвратно исчезли, но отпечатки и отверстия для креплений всё ещё можно разглядеть на мраморе. В 1821 году исследователь Дюмон-Дюрвилль предоставил доклад Академии наук Франции, в котором утверждалось, что богиня держала в поднятой левой руке яблоко, а правой — придерживала одежду, соскальзывавшую с её бёдер. Обе конечности в итоге были повреждены и окончательно отделены от тела.

Одно из популярных предположений утверждает, что в момент, изображённый скульптором, Венера участвовала в мифическом споре, известном как суд Париса, и потому держала яблоко — символ своей победы над другими богинями. Такая трактовка находит поддержку среди тех, кто ищет смысл в каждой детали древнего искусства.

Путь Венеры в Париж был долгим: сначала она побывала в Пирее, затем в Тулоне, а оттуда — по реке Сеге доставлена в столицу Франции. На королевской аудиенции Людовику XVIII предложили принять статую в королевскую коллекцию, и он согласился, передав Венеру Лувру. Правда, на постоянную экспозицию она попала лишь спустя шесть лет — после того как музей освободил место, возвращая художественные трофеи, присвоенные Наполеоном. Интересно, что перед тем, как богиня заняла своё законное место в залах Лувра, её постамент был отсоединён и спрятан.

Позднейшие реконструкции стараются угадать первоначальный облик Венеры. Её изображали с зеркалом в руке, с прялкой или рядом с богом войны Аресом — всё это подталкивает к мысли, что статуя могла входить в парную композицию. Наиболее драматичной и романтизированной считается легенда о том, что руки Венере якобы повредили французские моряки, пытаясь вырвать её из рук турок в порту Милоса. Однако и эта версия, как и другие, не получила документального подтверждения.

Во время бурных событий Парижской коммуны скульптуру временно перенесли в здание префектуры на острове Сите, что потребовало её демонтажа, поскольку она состояла из двух частей. Это дало возможность специалистам провести первую реставрацию. Впоследствии Венера вместе с другим великим шедевром — Никой Самофракийской — была перевезена в замок Валанс в долине Луары. В годы Первой мировой войны статую спрятали в укромных залах Лувра, а во время Второй мировой войны — эвакуировали из столицы. Благодаря усилиям Жака Жожара, директора национальных музеев Франции, удалось спасти сокровища Лувра от нацистской угрозы, надёжно укрыв их в сельской местности.

Одна из редких поездок Венеры за пределы Франции состоялась в 1964 году, когда она отправилась в Японию. В Токио и Киото скульптура произвела настоящий фурор. Перед транспортировкой провели небольшой ремонт, а затем решили не разбирать фигуру, чтобы сохранить её целостность. Однако путешествие по морю дало о себе знать: в Иокогаме выяснилось, что вибрации вызвали сколы в драпировке. В Японии был проведён очередной ремонт, после чего Венера вернулась домой. С тех пор она больше не покидала пределы Лувра.

Сегодня статуя располагается на почётном месте в музее, освещённая специально спроектированным светом и окружённая восхищёнными взглядами посетителей со всего мира. Её неполнота, отсутствие конечностей и загадочное прошлое лишь усиливают магию образа, оставляя за зрителем простор для фантазии. Возможно, истина о первоначальном виде Венеры Милосской так и останется тайной, но именно эта недосказанность и делает её бессмертной.

Смотрите также
Бздюль, Дрищ и Паскудин: откуда взялись самые обидные русские фамилии?
К сожалению, фамилия — далеко не всегда повод для гордости. Иногда она может звучать странно или обидно. Но откуда взялись такие фамилии?
Как избавиться от сорняков на участке по методу Менделеева?
Сорняки на участке могут доставить немало хлопот. Но для их быстрого и простого устранения есть один лайфхак.
Нарочно не придумаешь: как весь цвет немецкого рыцарства утонул в клозете?
В эту курьезную и, в то же время, трагическую историю сложно проверить. Но она исторически подтверждена.
Как получать пенку для капучино как в кофейне, не выходя из дома?
А если хочется флэт уайт или горячий шоколад с воздушной текстурой?
Сам себе агроном: как увеличить урожай малины в 2-3 раза?
Получить большой урожай малины легко. Главное, соблюдать ряд правил, о которых мы расскажем.
Водите машину в очках? Защитите их — пожалейте свое зрение!
Водителям давно требовалось решение, которое бы одновременно обеспечивало безопасное хранение и поддерживало чистоту оптики