Эльдар Рязанов, участвовавший в художественном совете, рассматривавшем картину «Бриллиантовая рука», не сдержал резкости в суждениях, заметив, что «Мордюкова не получилась». Его слова были поддержаны другими членами совета, которым казалось, что образ управдома выглядит чрезмерно гипертрофированным, а актриса выглядит на экране скорее карикатурной, чем смешной. Некоторые шли ещё дальше, определяя сценический образ как чрезмерно пошлый и откровенно неуместный. Тем не менее, несмотря на шквал критики, Леонид Гайдай сумел настоять на своём и оставить персонажа в картине. Хотя и сам вначале сомневался, подходила ли Нонна Мордюкова на эту роль. До того момента актриса блистала в драматических амплуа, и сам Гайдай долгое время не видел в ней комедийной героини. Всё изменилось после того, как он увидел её в фильме «Женитьба Бальзаминова», где Мордюкова воплотила образ купчихи Домны Евстигнеевны Белотеловой. Эта роль и продемонстрировала зрителю, а главное — режиссёру, незаурядный комедийный дар актрисы.
Интересно, что изначально кандидатура Нины Гребешковой, супруги самого Гайдая, также рассматривалась на эту роль. Однако режиссёр быстро понял, что её амплуа и характер совершенно не соответствуют той управляющей, которую он задумывал. В итоге Гребешкова великолепно справилась с другой задачей — она сыграла супругу главного героя. И здесь она выглядела на своём месте. Надо сказать, что Юрий Никулин был, пожалуй, единственным в актёрском составе, кто получил свою роль без проб и колебаний. Специально для него создавался образ Семёна Семёновича Горбункова, и никто другой даже не рассматривался. Более того, в фильме отметились и другие члены его семьи: супруга Никулина, Татьяна, появилась в небольшом эпизоде в роли экскурсовода, а их сын Максим мелькнул в кадре, исполнив роль мальчика с сачком, идущего по воде.
Что касается кандидатуры Мордюковой, у неё было немало соперниц. Кроме Гребешковой, участие в пробах принимали такие актрисы, как Людмила Шагалова, известная по образу Вали Борц в «Молодой гвардии», а также Нина Агапова, обладавшая богатым опытом исполнения второстепенных персонажей в советском кинематографе. Однако в конечном счёте выбор был сделан в пользу Нонны Викторовны. И, несмотря на критику и скепсис со стороны худсовета, именно её героиня запала в душу публике. Фразы, которые произносила её Варвара Сергеевна, моментально разлетелись на цитаты, став частью народного фольклора. Кто только не повторял ехидное «Управдом — друг человека», «Наши люди в булочную на такси не ездят!» или ставшее культовым замечание о лотерейных билетах, сопровождаемое угрозой отключения газа. Особый колорит добавила и история с заменой одной реплики, которая давно стала легендарной.
Многие слышали, как в фильме была переозвучена фраза про синагогу, но не все знают её подробности. Первоначально управдом Варвара Сергеевна делилась с женой Горбункова подозрением, что её муж может тайно посещать синагогу. Однако цензура восприняла эту строчку крайне болезненно. Гайдай столкнулся с абсурдной претензией: ему указали, что раз уж в фильме поднята еврейская тема, то она должна быть как-то разрешена. Режиссёр пытался объяснить, что цель сцены — лишь гротескная шутка, без намёков на национальные вопросы. Его не слушали. Тогда последовало предложение заменить «синагогу» на нечто вроде «Тайного дома свиданий». Гайдай, по его собственному признанию, понятия не имел, что это такое, но компромисс был достигнут, и в окончательной версии появилась «любовница». Правда, по артикуляции Мордюковой на экране можно было отчётливо понять, какое слово она произносила на самом деле.
Героиня Нонны Викторовны получилась яркой и самобытной. В своих интервью актриса признавалась, что вдохновение почерпнула из личного опыта, вспомнив женщину, с которой ей когда-то пришлось жить в одном бараке. Та с маниакальным упорством следила за порядком, любила читать нотации соседям и стремилась контролировать всё вокруг. Вдохновлялся и сценарист Яков Костюковский. Он говорил, что прообразом Варвары Сергеевны стала жена одного журналиста, которую он в сердцах называл «идеологической... (сукой)». И образ действительно удался. Мордюкова воплотила женщину, которая с маниакальной одержимостью блюдёт мораль жителей, следит за их поведением и готова навести порядок любыми средствами. Она же организует товарищеский суд, обвиняя Горбункова в пьянстве и моральном разложении, а на афише предстоящего заседания красуется её полное имя и фамилия.
И здесь появляется интересная деталь. Фамилия Варвары Сергеевны — Плющ. Этот выбор, скорее всего, не был случайным. Плющ — растение, которое цепляется за всё вокруг, оплетает и душит, а его ягоды ядовиты. Я уже как-то писала, что слово «плющ» восходит к древнему «блюти», что означало охранять и оберегать, но в современности в звучании прослеживается явное сходство с «плюю» и «плевать». Возможно, это и стало причиной ассоциации с чем-то неприятным и вызывающим отторжение. Как и само поведение управдома Плющ, вызывало у жильцов приступы раздражения, хотя никто из них в этом вслух не признавался.