Сегодня речь пойдет о чрезвычайно интересной группе армянского народа, известных как амшенские армяне, или амшенцы. В армянском языке их называют Համշենցիներ (амшенцинер или хомшецинер), и это уникальный субэтнос с богатой историей и самобытной культурой.
В современной России амшенцы обосновались преимущественно на территории Краснодарского края, а также в Абхазии. Этот переселенный народ появился здесь в конце XIX века, откликнувшись на приглашение российского правительства, предложившего освоить земли Черноморского побережья Кавказа, обезлюдевшие после Кавказской войны. Среди известных представителей этого этнического сообщества можно отметить такие имена, как журналистка Маргарита Симоньян, а также актеры Миша (Ншан) Галустян и Арарат Кещян. Общая численность амшенских армян в мире оценивается примерно в полмиллиона человек.
Амшенцы славятся своим ярким чувством юмора, любовью к музыке, песням и танцам. Этот народ издавна демонстрирует трудолюбие и мастерство в таких занятиях, как выращивание табака и кукурузы, пчеловодство и шелководство. К тому же они прославились как искусные кондитеры и талантливые оружейники. Их внешность также выделяется: среди амшенцев заметно больше светловолосых и голубоглазых людей, чем среди других армян.
Особой чертой амшенцев является их уникальный диалект. Настолько своеобразный, что общение между носителями амшенского диалекта и литературного армянского языка порой затруднено. Амшенский диалект сохранил множество древних армянских слов, которые уже не используются в современном литературном языке, что делает его особенно архаичным и ценным для изучения.
Исторической родиной амшенцев считается область Амшен в Западной Армении, расположенная в районе древнего города Трапезунд (нынешний Трабзон) и близлежащих городов, таких как Орду, Хопа, Самсун и Ризе. Эти территории, ныне находящиеся под временным турецким контролем, когда-то были оплотом для амшенцев.
Истоки их истории восходят к VIII веку, когда армянский князь Амам Аматуни, потерпев поражение в битве с арабами, увел около 20 тысяч человек на запад, в земли Византии. Здесь, в регионе Понт, уже существовало небольшое армянское сообщество. Амам основал крепость Хамамшен (дословно «построенная Амамом»), название которой трансформировалось в Амшен и дало имя всей области.
Долгое время амшенцы оставались изолированными от основной части армянского народа. Это привело к взаимному культурному влиянию между ними и понтийскими греками, жившими в этом регионе. Такая изоляция способствовала формированию уникального диалекта, национального костюма и собственных традиций.
В XIX-XX веках большая часть амшенцев мигрировала в Российскую империю, осев на Черноморском побережье от Крыма до Абхазии. Те же, кто остался на исторической родине, либо стали жертвами геноцида 1915 года, либо были вынуждены принять ислам, став так называемыми хемшилами. Последних многие армяне не признают своими соплеменниками. Однако амшенцы, живущие в России, верны традициям Армянской Апостольской Церкви и сохраняют свою идентичность.
Такой сложный и насыщенный путь прошел этот удивительный народ, чья история и культура заслуживают особого внимания и уважения.
Помимо всего прочего, амшенские армяне известны своим уникальным музыкальным наследием. Одним из самых характерных инструментов для этой общины является кеманча — древний струнный инструмент, напоминающий скрипку. Амшенцы не только сохранили технику игры на кеманче, но и создали особую музыкальную традицию, в которой инструмент используется для исполнения мелодий, сочетающих армянские и понтийские мотивы.
Эти композиции отражают богатую историю взаимодействия культур и передаются из поколения в поколение, оставаясь важной частью самобытной идентичности амшенцев.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.