Летом 1993 года на плато Укок в Горном Алтае археологи сделали открытие, которое по значимости нередко ставят в один ряд с находкой гробницы фараона Тутанхамона. Останки этой древней дамы сохранились настолько хорошо, что спустя века можно было попытаться восстановить ее облик и представить, кем она была при жизни.
Как установили ученые, найденная женщина принадлежала к древней пазырыкской культуре, названной так по урочищу Пазырык, где были обнаружены курганы этого народа. Эта цивилизация процветала на Алтае около VII века до нашей эры и, вероятно, имела индоевропейские корни, находясь в тесном родстве со скифскими кочевыми племенами. Пазырыкцев нередко называют "сибирскими скифами", и их следы можно проследить вплоть до первых веков нашей эры, когда они растворились среди гуннских завоевателей, устремившихся на запад.
Погребение этой женщины говорит о ее высоком статусе. Она была облачена в шелковую рубаху, расшитую бисером и нитями из драгоценных металлов, на плечи была накинута шуба, а на ноги надеты теплые войлочные носки. Голову украшал массивный войлочный парик, возвышавшийся почти на метр. Благодаря вечной мерзлоте вся эта погребальная атрибутика прекрасно сохранилась, как и останки шести лошадей, сопровождавших свою хозяйку в загробный мир.
Богатство захоронения позволяет предположить, что эта женщина принадлежала к высшей элите общества. Возможно, она была дочерью или женой знатного вождя, а может быть, жрицей, обладавшей особым почетом. Местные алтайские шаманы уверены, что перед нами не просто представительница древнего народа, а воплощение богини Ак-Кадын, чья миссия заключалась в защите мира от злых духов.
Принцесса Укока, как ее стали называть, обладала выдающимся для своего времени украшением тела – сложными татуировками, покрывавшими руки от кистей до плеч, а также фаланги пальцев. В этих рисунках отчетливо прослеживается характерный для скифов "звериный" стиль: среди изображений можно увидеть барана, оленя, пятнистого барса и загадочных мифических существ.
Жизнь этой женщины оборвалась довольно рано – ей было около 25-28 лет. Причиной смерти, как выяснили ученые, стал рак груди, а прижизненные болезни, включая остеомиелит, доставляли ей немало страданий. Дендрохронологический анализ древесины лиственницы, использованной для саркофага, позволил точно установить дату захоронения – примерно весна 413 года до нашей эры.
Лишь недавно ученым удалось с высокой точностью восстановить облик принцессы. В 2022 году выдающийся антрополог Дмитрий Поздняков совместно с художниками воссоздал ее лицо по черепу, а также внешний вид внушительного головного убора. Результаты оказались неожиданными: вопреки предположениям, принцесса Укока вовсе не обладала типично монголоидной внешностью, как современные тюркские народы Алтая. Ее черты скорее напоминали европейские: большие выразительные глаза, высокий нос и массивная нижняя челюсть.
Генетический анализ подтвердил эту теорию. Оказалось, что она не имеет прямого родства с современными алтайцами. Исследования ДНК показали, что ее гаплогруппа U4 характерна для народов Восточной Европы, Кавказа и некоторых восточных этнических групп. Особенно часто она встречается у афганского индоевропейского народа калашей, среди которых нередко можно встретить людей со светлыми глазами и волосами.
При жизни принцесса, судя по всему, была статной и благородной женщиной. Ее рост составлял около 160 сантиметров, что по меркам того времени было довольно внушительно. Неудивительно, что сегодня она считается одним из главных символов Горного Алтая.
Местные жители и шаманы настаивали на том, чтобы мумию вернули на родину, опасаясь гнева духов и возможных природных катастроф. В итоге, принцессу Укока поместили в саркофаг на нижнем этаже Национального музея в Горно-Алтайске. Многие посетители, спускаясь туда, утверждают, что после визита долго ощущают странное присутствие, словно невидимый взгляд сопровождает их даже за пределами музея.