Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Чем трофейный «Королевский тигр» шокировал советских инженеров?

В августе 1944 года, в польском селе Оглендов на реке Висла, советские солдаты впервые захватили целые и исправные танки «Королевский тигр». Это произошло после неудачного для немецкой стороны сражения, где тяжёлые танки ИС-2 разбили 501-й тяжёлый танковый батальон, уничтожив 12 немецких машин. Два танка с бортовыми номерами 502 и 102, оба командирские, были оставлены на поле боя практически в идеальном состоянии. Эти машины отличались наличием дополнительного члена экипажа и уменьшенным боекомплектом. Внутри танков советские военные нашли техническую документацию, что сделало находку ещё более ценной. Трофеи немедленно отправили в Кубинку для тщательного анализа.

Один из захваченных танков впоследствии стал музейным экспонатом и сегодня выставлен в парке «Патриот». Второй прошёл испытания, в ходе которых подвергся обстрелу советской артиллерией для оценки брони. После завершения исследований повреждённый танк утилизировали. Советских инженеров, занимавшихся анализом этой модели, удивило сочетание её технической сложности и низкой надёжности. «Королевский тигр», символ германского танкостроения, оказался далеко не так совершенен, как ожидалось. Его броня, несмотря на внушительные размеры, не оправдала надежд, а технические проблемы сводили на нет многие его преимущества.

Проблемы двигателя, трансмиссии и ходовой части стали очевидны практически сразу. До отправки в Советский Союз танки прошли своим ходом около 110 километров до ближайшей железнодорожной станции, и за это расстояние выявился целый ряд серьёзных неисправностей. У танка с номером 102 вышел из строя подшипник направляющего колеса, а двигатель начал перегреваться. Подобные проблемы коснулись и коробки передач обеих машин, которая не выдерживала нагрузки. Серьёзное внимание привлекли пальцы гусениц, которые разрушались в процессе движения, что требовало регулярной остановки для их подтяжки. Даже на испытательном полигоне в Кубинке проблемы не исчезли: один из танков потерял работоспособность из-за поломки бортовой передачи. Для её ремонта пришлось использовать детали с другого трофейного «Королевского тигра», превратив его в донора.

Танк, пробежавший всего 444 километра, не смог без проблем преодолеть даже первые 35 километров контрольного пробега. Постоянные утечки масла и необходимость регулярных остановок на дозаправку только усугубляли общее впечатление о ненадёжности конструкции. Особенно много вопросов у советских инженеров вызвали бортовые передачи, ведущие колёса и сами гусеницы, которые быстро выходили из строя. Эти слабые места делали эксплуатацию танка крайне сложной.

Ещё одной серьёзной проблемой стал колоссальный расход топлива. За 90 километров испытаний танк потребил 860 литров бензина, что составило почти 970 литров на 100 километров. Для сравнения, тяжёлый советский танк ИС-2 в аналогичных условиях расходовал 520 литров дизельного топлива на 135 километров пути. Немецкие инженеры заявляли, что по просёлочным дорогам «Королевский тигр» расходует около 700 литров бензина на 100 километров, но даже эти данные оказались заниженными.

Испытания броневой защиты выявили неожиданные результаты. Обстрел танка проводился с использованием как советских, так и немецких боеприпасов разного калибра. Несмотря на впечатляющую толщину лобовой брони (120–150 мм), её качество оказалось неудовлетворительным. Материал был слишком мягким, а сварные швы не выдерживали попадания снарядов и разрушались. Это говорило не столько о конструктивных недостатках, сколько о проблемах немецкой промышленности с качеством сырья в условиях войны.

Тем не менее, у «Королевского тигра» были и свои преимущества. Среди них особенно выделялись современные для своего времени технические решения: передовая коробка передач с автоматическими приводами управления, гидравлические сервоприводы, упрощавшие поворот, эффективная система очистки воздуха для двигателя, автоматическое пожаротушение в моторном отсеке, электрообогрев аккумуляторов и термосифонный подогрев для работы в зимних условиях. Удобство управления также было на высоте благодаря внутренней амортизации катков.

Несмотря на свои недостатки, «Королевский тигр» оставался мощным оружием. Однако его конструкция страдала от слишком большой массы, которая перегружала все основные узлы, снижая надёжность и рабочий ресурс машины.

В ходе испытаний захваченных немецких танков в Кубинке советские инженеры обнаружили интересную особенность: несмотря на многочисленные технические проблемы, «Королевский тигр» вызывал восхищение своей продуманной эргономикой. Например, место механика-водителя отличалось удобством, а приборная панель была устроена так, чтобы минимизировать отвлекающие факторы и позволять сосредоточиться на управлении. Особенно впечатлили инженеров приборы ночного видения, которые на тот момент были абсолютной редкостью. Это устройство давало немецким экипажам преимущество в ночных операциях, что, правда, не всегда использовалось эффективно из-за общей сложности эксплуатации танка.

Комментарии

Ничего не найдено.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Смотрите также