Когда мы слышим слово "античность", у большинства из нас возникают образы великих героев, философов, творцов и ученых. Однако древний мир оставил не только наследие знаний и искусства, но и славу бесконечных праздников, буйных пиров и сомнительных увеселений. Известно, что вакханалии устраивались с завидной регулярностью — до пяти раз в месяц, и эти события были пропитаны атмосферой беспечности и чувственных удовольствий.
Сегодня термин "вакханалия" ассоциируется с неистовым застольем, но в своем изначальном значении он обозначал мистериальные ритуалы в честь Вакха, бога виноделия. Корни этих празднеств уходят в античную Грецию, где поклонение Дионису сопровождалось пышными торжествами. Древнегреческий драматург Еврипид запечатлел этот культ в трагедии "Вакханки", впервые представленной в 405 году до нашей эры. Произведение завоевало высшую награду в театральных состязаниях и рассказывало о мифе, в котором Дионис прибыл в Фивы, чтобы установить там свое почитание. Однако царь Пенфей, считая этот культ безнравственным, попытался противостоять богу.
В первые годы существования вакханалии были исключительно женскими ритуалами. Женщины собирались в священных рощах на возвышенностях — чем выше, тем, как считалось, ближе к богам. Там они, под воздействием вина и ритмичных танцев, впадали в экстаз, почитая Диониса. Наряженные в звериные шкуры, с венками из плюща, тиса или дуба на головах, они покидали селения и отправлялись вглубь лесов. В одной руке каждая несла тирс — обвитый плющом и виноградной лозой священный жезл, а в другой — факел. Под пение гимнов, звучащих в честь божества, вакханки предавались мистическому ликованию.
Главными символами этих праздников были виноград и плющ. Виноградная лоза считалась олицетворением плодородия и изобилия, из нее плели венки и гирлянды. Плющ, украшавший дома, служил защитным символом и приносил удачу. Со временем к ритуалам стали допускать мужчин, что, по слухам, привело к распространению разврата среди участников празднеств.
В 186 году до нашей эры римский сенат официально запретил вакханалии на всей территории Италии. В записях историка Тита Ливия упоминается, что это решение было вызвано тем, что праздники сопровождались хаосом, беспорядками и даже убийствами. Однако даже после запрета элементы этого культа сохранились и трансформировались. Вакхические мотивы продолжали вдохновлять поэтов и драматургов, оставляя след в искусстве, архитектуре и музыке.
Со временем значение слова "вакханалия" расширилось, и оно стало обозначать шумные, необузданные пиршества, часто сопровождающиеся чрезмерными удовольствиями и моральной распущенностью. Попробуем же приоткрыть завесу тайны над тем, как проходили эти грандиозные пиры, чем угощали гостей, какие напитки подавали и какие правила застольного этикета соблюдали римляне.
Гости на пирах делились на две категории: почетных и тех, кто не имел особого статуса. Первым предлагали лучшие угощения и напитки, в то время как вторым приходилось довольствоваться остатками от основного стола. Пиршество устраивалось в мужской части дома, куда женщинам вход был воспрещен. Гостей встречали рабы, снимали с них обувь и омывали ноги, после чего приглашенные устраивались в полулежащем положении, опираясь на левую руку.
Пиршественные залы располагались в глубине домов, часто выходя в сад. В центре зала стоял массивный стол, окруженный каменными ложами, называемыми триклиниями. На одном ложе обычно размещались трое гостей, и в разгар застолья они начинали сильно потеть. Рабы спешили на помощь, укрывая их легкими покрывалами, впитывающими влагу. За один вечер на каждого гостя могло уходить до десяти таких покрывал, которые меняли по мере необходимости.
В Риме существовала строгая иерархия в обслуживании. Самому высокопоставленному гостю прислуживал самый красивый раб, часто родом с Востока. Остальные распределялись в соответствии с их внешностью: наименее значительным гостям доставались самые неказистые слуги.
Хотя у римлян были ножи и ложки, пользоваться ими они предпочитали редко. Грязные руки вытирали хлебом или белой глиной, способной впитывать жир. Первыми тканевыми салфетками пользовались только избранные — их лично выдавал хозяин наиболее уважаемым гостям. Особая роль отводилась виночерпиям, которые следили за тем, чтобы чаши почетных гостей не оставались пустыми.
Опасность отравления всегда висела над пиршественными залами, и чтобы продемонстрировать доверие, гости начали чокаться бокалами, добиваясь того, чтобы капли напитка переливались из одного сосуда в другой.
Поначалу пировавшие сами приносили угощения — рыбу, мясо, овощи и вино. Важнее всего было общение, а еда играла второстепенную роль. Однако постепенно застолья становились все более роскошными. Греки употребляли мясо самых разных животных — от воробьев и ласточек до баранов и оленей. В Древнем Риме императоры порой заказывали невероятные блюда: Виттелий однажды приказал приготовить кушанье из языков попугаев, мозгов павлинов и фазанов, а Гелиогабал славился тем, что подавал своим гостям блюда из сотен аистиных мозгов.
С течением времени число подаваемых блюд увеличилось с трех до девяти. Искусные повара стремились поразить гостей не только вкусом, но и внешним видом яств: на столах появлялись поросята, нафаршированные птичьими мозгами, туши с вычурными начинками, изысканные вариации привычных продуктов. Чтобы справиться с обилием еды, гости нередко вызывали у себя рвоту прямо во время пиршества.
Развлекательная часть праздника была не менее важна, чем еда. В дом приглашались философы, музыканты и ораторы. Среди традиционных развлечений были публичные оргии, которые стали особенно популярны во времена поздней Римской империи. Цезаря называли "мужем всех женщин и женой всех мужчин", а гомосексуальные связи были распространены повсеместно, как среди простолюдинов, так и среди аристократии.
Римская империя достигла своего пика в эпоху крайней распущенности, когда морали практически не осталось. Именно этот внутренний хаос, помимо прочих причин, сыграл свою роль в закате великой цивилизации.