Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

«Дело не только в зарплате»: почему молодежь уходит с заводов?

Обновлено 17.09.2025 в 10:00
10 марта 2025
Константин Назаров

Часто можно услышать совет отправляться работать на завод, мол, хватит сидеть в интернете и болтать. Но те, кто раздает такие рекомендации, сами-то там были? У меня есть знакомый, который пять лет отдал заводу, чтобы выплатить ипотеку, и теперь у него сложилось весьма четкое мнение о том, что представляет собой такая работа. Люди массово уходят с заводов, остаются лишь те, кто надеется на повышение, либо те, кому уже просто некуда податься. Разберемся, почему складывается такая ситуация и что с этим можно сделать.

Знакомый начинал работу на предприятии в качестве оператора ЧПУ, а спустя несколько лет дорос до наладчика. Однако, вопреки ожиданиям, это принесло ему лишь дополнительные сложности. По его словам, на заводе не ценят инициативных и активных, там нужно просто выполнять указания начальства, не проявляя лишней самостоятельности. Рабочий день проходит у станка, отойти лишний раз нельзя, а повсюду камеры. Даже перекуры жестко регламентированы, а если задержишься в туалете – можно нарваться на выговор. Усталость скапливается катастрофическая, особенно если постоянно работать в таком режиме.

Зарплата оставляет желать лучшего, из-за чего приходится перерабатывать, выходить в дополнительные смены, лишь бы получать хотя бы средний доход по стране. Но даже так выше 70 тысяч у него никогда не выходило, а здоровье при этом только ухудшалось. Если кто-то думает, что хотя бы коллектив компенсирует все минусы, то это большое заблуждение. Попадаются самые разные люди, в том числе те, кто готов выслуживаться перед начальством. Многие приходят на завод, потому что просто нет других вариантов – маленькие города, отсутствие возможностей. Да, существуют предприятия с хорошими условиями, но туда попасть крайне сложно.

График тоже не из легких: посменный режим 2/2 по 12 часов, и это за оклад в районе 45 тысяч. Чтобы зарабатывать больше, приходится жертвовать выходными. Далеко не каждый выдержит такой ритм работы у станка. Через пять лет мой знакомый понял, что больше так не может – накопилась усталость, зарплата не позволяла улучшить жизнь, а сама работа была монотонной и не давала развиваться. Он даже отмечал, что за эти годы стал менее сообразительным, ведь все сводилось к повторяющимся механическим действиям. Единственный плюс – стабильность, но какой в ней смысл, если теряется все остальное?

Раньше заводская работа считалась тяжелой, но престижной. Сегодня ситуация совсем другая: в большинстве случаев на такие предприятия идут те, у кого нет других перспектив. Из-за нехватки кадров на работу берут почти всех, в том числе и людей без особых навыков. Новичков ставят на оператора станка, платят 40-45 тысяч, и многие просто привыкают к этой сумме, не стремясь к росту. Дисциплина страдает, потому что ответственность размыта. Некоторые предприятия вводят штрафные системы, но на большинстве все пущено на самотек. Чтобы изменить ситуацию, нужно привлекать молодежь, создавать условия для карьерного роста и увеличивать зарплаты. Если платить достойно и поощрять тех, кто действительно работает, заводы станут более привлекательными местами для трудоустройства.

Руководство заводов уже осознало проблему дефицита рабочих. Многие компании сталкиваются с нехваткой специалистов, например, один только «Уралвагонзавод» недавно заявил, что им требуется еще 6 000 сотрудников. Но желающих работать в таких условиях становится все меньше. Причина проста: низкие зарплаты, тяжелые условия труда и отсутствие мотивации. Заводские работники выматываются, а выходных не хватает на полноценное восстановление сил.

Особенно заметна разница между рабочими и руководством. Часто можно увидеть такую картину: два слесаря и подмастерье что-то чинят, а вокруг стоят десяток начальников в белых касках и раздают указания. Рабочие трудятся в грязи и холоде, а администрация в тепле кабинетов. Зимой в цехах бывает невыносимо холодно, а условия оставляют желать лучшего. Более того, работа на заводе опасна: травмы случаются часто, но доказать, что они не связаны с нарушением техники безопасности, бывает сложно.

Отношение к рабочим со стороны начальства тоже оставляет желать лучшего. Начальники и мастера, которые пробились наверх, нередко начинают вести себя жестко, давая понять подчиненным, что их мнение ничего не значит. План должен быть выполнен любой ценой, а профсоюзы, которые должны защищать интересы работников, фактически бездействуют, собирая только членские взносы.

Сегодня заводы в основном держатся на пенсионерах и тех, кому осталось всего несколько лет до пенсии. Молодежи почти нет. Когда старшее поколение окончательно уйдет, руководство столкнется с еще более серьезными проблемами – некому будет работать. Молодые специалисты не идут на завод из-за низких зарплат: 40 тысяч – это слишком мало, чтобы жить в городе, арендовать жилье и обеспечивать семью. Поэтому они выбирают частные предприятия, где можно заработать больше, или вообще объединяются в бригады и работают на себя. Многие предпочитают уехать в крупные города, чем пытаться найти перспективы на провинциальных заводах.

Дополнительная проблема в том, что заводы вынуждены выплачивать кредиты за новое оборудование, поэтому бюджет на зарплаты урезается. Там же, где до сих пор стоят станки советских времен, работать и вовсе невозможно – условия крайне тяжелые. В частных компаниях хотя бы стараются удерживать сотрудников достойными зарплатами, на крупных же заводах вопрос рабочих кадров давно отошел на второй план.

Работа на заводе – это тяжелый и вредный труд. Молодые приходят туда полными сил, но выходят с подорванным здоровьем и небольшими пенсионными накоплениями. Современное поколение предпочитает мобильность, поэтому вместо завода выбирает другие варианты. Если ситуация не изменится, вскоре работать на таких предприятиях будет просто некому.

Смотрите также
Россия и Китай отменили визы: туристы уже собирают чемоданы
15 сентября всё изменилось: Россия и Китай объявили о запуске безвизового режима
ОРВИ атакует: +63,8% заболевших за неделю — как защитить ребенка?
Количество случаев заражения ОРВИ растет в геометрической прогрессии. Но как защитить своих детей?
Россия переводит Telegram-каналы в Max: что это значит для пользователей
Россия сделала большую ставку на новый отечественный мессенджер Max. Но что это значит для нас?
Нейросети открывают звёзды: как ИИ делает космос доступным каждому
Искусственный интеллект решает сотни и даже тысячи задач. Причем изучение вселенной — не исключение!
Техно-чудеса сентября: Алиса оживляет детские рисунки, а на потолке зажигаются звезды
Представьте: ваш ребёнок рисует кота. И через минуту он уже шевелит лапами прямо на экране смартфона.
Почему на новом экстрим-маршруте «Байкал-Амур» не обойтись без фонаря?
Новый экстрим-маршрут «Байкал-Амур» привлекает сотни туристов. И фонарь там — жизненно важная необходимость.
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт