Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Где машинисту легче живется: поезда, товарняки, электрички

Обновлено 20.10.2025 в 10:00
20 февраля 2025
Юрий Попович

Сегодня разберёмся, в каком направлении работы машинисту комфортнее всего – в грузовом, пассажирском или же на моторвагонном подвижном составе, куда входят электрички, дизель-поезда, рельсовые автобусы и даже такие скоростные составы, как «Сапсан» и «Ласточка».

Для начала стоит отметить, что путь к профессии машиниста всегда начинается с должности помощника. Причём, если речь идёт о локомотивах, то карьеру неизменно начинают с грузового движения. В этом случае, прежде чем перейти на пассажирские составы, необходимо отработать минимум два года и пройти дополнительное обучение. Только после этого машинист может получить соответствующий класс и возможность работать в пассажирском направлении.

Есть и альтернативный вариант – сразу выбрать моторвагонное депо, где начинать с помощника, а затем управлять пригородными электричками. Позже можно пройти дополнительное обучение и пересесть на «Ласточку» или даже «Сапсан», ведь они тоже относятся к моторвагонному подвижному составу.

Разобравшись с карьерными возможностями, можно переходить к анализу условий работы в каждом направлении.

Работа в грузовом движении – это обязательный этап для всех будущих машинистов электровозов и тепловозов. Здесь движение осуществляется на относительно низких скоростях – до 90 км/ч, что снижает нагрузку на зрение и нервную систему. Однако в этом направлении отсутствует стабильный график – машинисты работают по вызову. Дни отдыха известны заранее, но когда именно предстоит рейс, становится ясно только в последний момент.

Продолжительность смены также непредсказуема. Порой поездка занимает около пяти часов, после чего локомотив передаётся другой бригаде, а машинист возвращается домой на другом составе. В таком случае смена занимает стандартные 12 часов. Но может сложиться ситуация, когда вся смена уходит на движение в одну сторону, затем необходимо отдыхать на пункте оборота минимум шесть часов, а после – ехать обратно ещё 12 часов. В худшем случае, из-за отсутствия подходящего поезда, можно застрять на пункте оборота на неопределённый срок, ожидая подходящий рейс.

Пассажирское направление считается более престижным. Здесь имеется фиксированный график, известный заранее, что позволяет планировать личное время. Однако работа в этом сегменте связана с более высокими скоростями, а значит, увеличенной нагрузкой на зрение и нервную систему. К тому же пунктуальность имеет первостепенное значение – даже минимальные задержки могут привести к разбирательствам в депо, независимо от того, по чьей вине они произошли. Кроме того, здесь гораздо чаще выпадает работать ночью, что приводит к сбитому режиму и накоплению усталости. Тем не менее, за ночные смены предусмотрена дополнительная оплата, что служит определённой компенсацией.

Работа на моторвагонном подвижном составе имеет схожие особенности с пассажирским направлением. Однако здесь появляется дополнительная сложность – управление автоматическими дверями. Недопустимо, чтобы пассажиров случайно зажало при закрытии, и вся ответственность за это ложится на локомотивную бригаду.

Если же речь идёт о скоростных электропоездах вроде «Сапсана» и «Ласточки», где работают проводники, контроль дверей уже находится в их ведении, что немного облегчает задачу машиниста.

В тренде 🔥
Apple M5 уже в России: «серые» цены шокируют — дороже США в 2 раза
Рассказываем, почему Apple M5 в России стоит в 2 раза дороже, чем в США.
Яндекс представил Commo One 2.0: "умные" наушники с Multipoint всего за 3990 ₽
Яндекс отгрузил в продажу «умные» наушники по весьма привлекательной цене. Рассказываем о главных фишках новинки.
Новый SberBox Max 3 превращает любой телевизор в умный за 8000₽
Когда телевизор вдруг начинает понимать команды, отвечать голосом и улучшать картинку, кажется, будто техника обрела характер. Именно такой эффект производит SberBox Max 3
Amazon “сломала интернет”: сбой AWS положил Snapchat, Fortnite и банки
Когда утром 20 октября 2025 года миллионы людей по всему миру вдруг поняли, что не могут войти в Snapchat или запустить Fortnite
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Ноутбук будущего уже в продаже: Lenovo раскрыла экран как свиток
Ещё пару лет назад подобное можно было увидеть лишь в трейлерах фантастических фильмов.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
ИИ-макияж в Google Meet: теперь можно не бояться включать камеру
Когда вы в следующий раз окажетесь на видеозвонке и не успеете «причесаться, накраситься, собраться» — просто включите режим ИИ-макияжа.
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт