Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Госдума запретила автосписания за онлайн-подписки: кто выиграет, а кто проиграет от нового закона?

Обновлено 27.09.2025 в 10:00
26 сентября 2025
Юрий Попович

Вы когда-нибудь удаляли карту из сервиса — и через месяц всё равно видели «минус 299 ₽» за продление? С этим скоро должно быть покончено. Госдума приняла закон, который запрещает онлайн-сервисам автоматически списывать деньги за цифровые подписки с карты и обязывает давать возможность отказаться от автопродления в электронной форме. Норма нацелена на самую болезненной практику подписочной экономики: — «невидимые» продления без свежего согласия клиента. Закон принят 24 сентября 2025 года; вступление в силу запланировано на 1 марта 2026-го.

Что именно меняется?

Ключевая деталь: если вы удалили платёжные реквизиты из личного кабинета, сервис больше не вправе инициировать автосписание — даже если когда-то согласие было. Попутно закрепляется право оформить отказ от автопродления онлайн, без «квестов» с колл-центрами и скрытыми галочками.

Почему новость вызвала такой резонанс?

Подписки стали стандартной моделью покупки контента, ПО и сервисов: аудио- и видеосервисы, облака, офисные пакеты, фитнес-приложения — почти всё живёт на продлениях. По данным Frank RG, суммарное число пользователей подписок в России в 2024 году достигло 49 млн человек, тогда как годом ранее было 41 млн.

Выручка рынка экосистемных подписок в 2024 году составила 195 млрд ₽, прибавив более 70% за год. При этом около 50% подписчиков тратят менее 500 ₽ в месяц, а почти треть — от 501 до 1000 ₽. То есть речь идёт о массовом явлении, напрямую влияющем на семейные бюджеты.

Неудивительно, что «молчаливые» списания вызывали всплеск недовольства. Как отмечают в аналитике Frank RG, «пользователи начинают ценить гибкость — не отключение подписки, а заморозка; не оплата подписки ради одного сервиса, а оплата конкретной функции».

Кто выигрывает

Пользователи. Появляется понятная «красная кнопка»: удалили карту — списаний больше не будет. Отказ от автопродления можно оформить онлайн. Это экономит деньги на «забытых» подписках, снимает тревожность и возвращает контроль над расходами.

Банки. Меньше поводов для претензий по спорным транзакциям: когда правила прозрачны, снижается поток конфликтов и жалоб.

Интересно, что, по данным исследователей, регулярное использование подписки всё же выгодно: «Регулярное использование подписки позволяет в среднем экономить от 3 950 до 14 170 руб. в месяц» — отмечает Мария Бартюк, генеральный директор «Газпром Бонус».

Кто рискует проиграть

Сервисы по модели «завёл и забыл». Те, кто строил экономику на инерции автопродления, увидят падение продлений. Им придётся улучшать онбординг, напоминания, контент-пуши.

Маркетинг подписок. Удорожает удержание: удержание традиционно дешевле привлечения, но теперь придётся регулярно доказывать ценность сервиса.

Что останется в «серой зоне»

Любая норма упирается в практику. Эксперты уже указывают на возможные пути обхода новой нормы, которые могут использовать недобросовестные онлайн-сервисы.

  • Сложные интерфейсы отказа. Формально онлайн-форма есть, но путь к ней умышленно сделан слишком длинным и запутанным.
     
  • Автопродление вне карт. Сервисы могут переводить оплату на кошельки или использовать альтернативные методы.

Кстати, динамика показывает: только за первую половину июня 2025 г. число оплат подписок на музыку, фильмы и книги выросло на 34% по сравнению с прошлым годом. То есть подписочная экономика будет только расти, и вопрос контроля расходов становится ещё важнее.

Деньги — под контролем

Новый закон не магическая палочка, но он возвращает вам важный рычаг: решение продлевать или нет — снова ваше. Чтобы этот контроль ощущался физически, по-прежнему нет ничего удобного и качественного бумажника вроде Klondike 1896 Yukon, который помогает держать под рукой все основные карты и наличные.

Смотрите также
Россия запускает гигафабрику аккумуляторов для гаджетов и электромобилей
В России запускают гигафабрику аккумуляторов. Рассказываем, что изменится.
iPhone 17 рвёт рекорды продаж: «М.Видео» объявила о продлении предзаказа
Несмотря на противоречия, iPhone буквально «взорвал» рынок смартфонов, из-за чего «М.Видео» уже объявила о продлении предзаказов.
Ai-функции Apple Intelligence в iOS 26: как включить в РФ и что ограничено?
К сожалению, Ai-функции в новом iOS 26 ограничены для россиян. Как же решить эту проблему?
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
Почему Apple Watch до сих пор не измеряют уровень сахара: что мешает и когда ждать?
Почему одни из лучших в мире «умных часов» до сих пор не умеют измерять уровень сахара? Рассказываем, в чем загвоздка.
«Алиса» вышла в Telegram: как это изменит ваши привычки общения?
«Алиса» от Яндекса пользуется большой популярностью в России. Теперь она появилась в Telegram — как это повлияет на нас?
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт