Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
«И слон не продавит!» — как надежно утрамбовать грунт без спецтехники?

Позвольте немного рассказать о предыстории. Уже более двенадцати лет на даче моих родителей живёт один человек из Узбекистана. Он не платит за проживание, но зато следит за порядком, приглядывает за территорией и по мере необходимости помогает с мелким ремонтом. За это время он стал не просто жильцом, а практически членом семьи — добрый, отзывчивый и всегда готовый подставить плечо. Порой я прошу его помочь мне на стройке, когда возникают особо трудоёмкие задачи, справиться с которыми в одиночку непросто. Такие просьбы возникают редко — дача находится более чем в сорока километрах от моего дома, и дорога туда-обратно отнимает много времени, особенно учитывая её состояние: колдобины, ухабы и разбитый асфальт делают поездку утомительной.

Примерно две недели назад я занялся устройством отмостки. Нужно было всё успеть за выходные, но без посторонней помощи обойтись не удавалось — требовалось перенести щебень и несколько поддонов поребрика от места разгрузки к зоне монтажа. Вспомнив про надёжного знакомого, решил обратиться к нему за поддержкой. Сначала прокопал траншею и подготовил участок для укладки геомембраны. И вот, в процессе работ услышал от него неожиданный вопрос: «А ты трамбовать собираешься?» Ответил утвердительно и, недоумевая, уточнил — зачем спрашивает. Он, пожав плечами, ответил с обычным спокойствием: «Позови, когда начнешь. Я покажу, как сделать такое основание, что даже слон не продавит». Сказано это было с таким акцентом, что я не удержался от смеха. Вроде бы что нового можно сказать про трамбовку? Но его уверенность заинтриговала, и я не стал спорить — просто запомнил его слова.

Утро прошло за земляными работами. По периметру дома вынимал грунт, раскладывал геомембрану, замерял и раскраивал так, чтобы избежать ненужных обрезков. Ближе к обеду пришло время уплотнять грунт, и я позвал Борю — так я его зову по-русски, хотя настоящее имя у него Ботир. «Ну, давай, учи своему секрету», — сказал я ему, не ожидая ничего особенного. Но он действительно удивил.

Первое, на чём он настоял, — снять верхний рыхлый слой почвы. К счастью, я это уже сделал. Далее, по его словам, важно использовать щебень в разумном количестве: на каждый участок примерно в три квадратных метра нужно равномерно рассыпать одно ведро щебня. Засыпка должна быть такой толщины, чтобы сквозь неё всё ещё был виден грунт — щебень должен как бы лечь в грунт, а не закрыть его полностью. Это необходимо, чтобы камни могли продавиться в почву при трамбовке и создать плотную подушку. Затем — самое важное — щебень нужно вбить в землю, уплотняя доступным способом: ручной трамбовкой или виброплитой, не так уж важно.

Когда всё было сделано, результат меня действительно удивил. Оказалось, что при таком подходе камни проникают в грунт, создавая невероятно прочную основу. Каждый отдельный кусок щебня при нажатии уплотняет почву под собой, образуя точки давления. В результате получаем поверхность, способную выдерживать солидную нагрузку — как статическую, так и динамическую. Я, честно говоря, почувствовал себя неловко из-за своего прежнего скепсиса и даже извинился перед Ботиром за то, что посмеялся над его словами. Простая, казалось бы, операция оказалась гораздо эффективнее, чем я ожидал.

Самое важное здесь — не переусердствовать с толщиной щебня. Если насыпать слишком много, то добиться нужного эффекта не получится: трамбовка будет давить только верхние камни, не достигая нижнего слоя и не создавая прочной связи с грунтом. Контакт должен быть прямым, только тогда щебень сможет продавиться в землю и укрепить её.

Теперь это основание стало куда более надёжным. Его можно использовать как базу для дальнейших работ, в том числе и для заливки фундамента. В таком случае можно пройтись трамбовкой дважды: сначала распределить щебень, утрамбовать его, затем снова подсыпать немного и ещё раз пройтись. Так достигается исключительная жёсткость без особых затрат. Простой и гениальный метод, к которому я бы вряд ли пришёл сам, если бы не подсказка моего старого знакомого.

Смотрите также
Зачем фуры ездят впритык друг к другу, не пуская на обгон?
Замечали, что фуры часто двигаются сплошным потоком? Но зачем водители это делают, ведь, таким образом, мешают остальным?
Зачем американцы добавляют в бетон битое стекло?
Американцы часто добавляют стекло в бетон. Но зачем, ведь есть песок? Мы нашли ответ!
Сигнализация из дерева: секретное изобретение японских плотников
Японцы — весьма умный и находчивый народ. Даже во времена, когда о высоких технологиях и речи не шло, им удалось придумать эффективную сигнализацию.
Учёные нашли вещество, способное заменить физические упражнения
Современная наука сделала шаг вперёд в поиске альтернативы спорту
Сколько ведер цемента на одно ведро песка? Ищем идеальную пропорцию
Даже опытные строители иногда испытывают трудности при замешивании бетонной смеси. Делимся правильными пропорциями.
Кто и зачем проектировал эти нелепые квартиры в «панельках»?
Многие квартиры в «панельках» не могли похвастаться уютом и простором. Но зачем тогда их вообще проектировали?
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт