В эпоху СССР, в отличие от Европы, где доминировали автомобили, мотоциклы были гораздо более распространены среди населения.
Доступные цены, простота конструкции и возможность стать владельцем мототехники даже в юном возрасте делали мотоциклы привлекательным видом транспорта.
Среди многообразия отечественных моделей, с появлением на рынке мотоциклов Jawa от чехословацкого производителя, эта марка сразу же завоевала сердца советских мотолюбителей.
Стильный дизайн, высокое качество сборки и относительно доступная цена сделали Jawa настоящим хитом. Мотоциклы этой марки часто раскупались еще на складах, не дожидаясь поступления в магазины.
Jawa изначально разрабатывалась для европейского рынка, поэтому управление мотоциклом было максимально простым и понятным. Одной из революционных разработок чешских инженеров стала коробка передач с полуавтоматическим сцеплением.
Являясь запатентованным ноу-хау, она впоследствии без разрешения была скопирована компанией Honda. Судебное разбирательство по этому делу чехи не только выиграли, но и получили солидную компенсацию с каждой модели Honda, оснащенной АКПП.
После Второй Мировой войны Чехословакия вошла в Совет Экономической Взаимопомощи. СССР стал не просто партнером, но и дружественным государством, получив право на приобретение чешских товаров.
Первым плодом этого сотрудничества стали технические разработки чешских заводов и первая модель иностранного мотоцикла, начавшаяся экспортироваться в СССР в больших количествах.
Jawa настолько органично вписалась в советскую действительность, что быстро стала звездой кинематографа.
"Приключения Электроника", "Бриллиантовая рука" и десятки других фильмов продемонстрировали стильный и популярный мотоцикл на своих съемочных площадках.
В 1932 году чешские инженеры выпустили первые легкие шоссейные мотоциклы, собранные из деталей собственного производства. Основатель завода Франтишек Яничек, вложив в предприятие все свои сбережения, не прогадал.
Уже через несколько лет завод наладил выпуск 4-тактных мотоциклов с 350-кубовым двигателем. Стоит отметить, что это был один из первых заводов, освоивший, пусть и ненадолго, серийный выпуск тяжелых мотоциклов. До появления Jawa немецкие мотоциклы этого класса были практически единственными на рынке.
Не останавливаясь на достигнутом, уже в 1937 году чехи начали выпуск двухтактных 250-кубовых моделей. Несмотря на то, что с 1938 года завод фактически находился под контролем Германии, чешские инженеры втайне разрабатывали новые модели мотоциклов.
Сразу после окончания войны эти модели были запущены в серийное производство. Первая партия из 1000 экземпляров была готова к сборке уже в начале 1946 года, что является ярким свидетельством не только разработки, но и изготовления комплектующих силами чешских специалистов.
Мотоциклы Jawa стали не просто транспортным средством, а настоящим символом эпохи. Их надежность, неприхотливость и стильный дизайн сделали их любимцами миллионов советских граждан.
Стоит отметить, что в Советский Союз поставлялись не все модели Jawa. Доступными для советских граждан были простые и базовые варианты мотоциклов, более же технически оснащенные байки чешские производители экспортировали в Европу и Америку.
В народе такие модели прозвали "пижонскими", ведь их могли позволить себе лишь те, кто не был стеснен в средствах.
Лишь спустя время, когда мотоциклов Jawa в СССР стало достаточно много, более доступные модели стали доступны и для простой молодежи, как городской, так и сельской.
Многое меняется, но Jawa и по сей день - это символ эпохи, который будоражит сердца истинных ценителей мототехники.
Комментарии
Сергей:
Яву я купил в Москве когда была олимпиада в 80г.сломался двигатель через год, заклинил двигатель. На вторичном вале не глубоко прорезан масло проводящий канал. Приварился к втулке, купил на разборе старый, разница заметна. Потом ездил без проблем. На малых оборотах садился АКБ.
Опубликовано: 10.07.2024
Владимир:
Яву 250 я купил в 1961 году. Проехал на ней от Москвы до Одессы, Кишинёва, по Крыму, ездил по всему СССР несколько лет. Ни одного отказа. Ездили в дальние поездки вдвоём с нагруженным до предела самодельным багажником. Прекрасная машина, вспоминаю с удовольствием.
Опубликовано: 07.11.2024
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.