Самиру, закутанную в шёлковый платок, Пётр привез в родные места в 1791-м. Отец смотрел на сноху грозно, исподлобья, но браниться не стал. Пора было Петру остепениться, раз уж вышел его срок службы… Православного батюшку легко уговорили обратить Самиру в христианскую веру. А поскольку крещение состоялось 26 августа, то имя дали девушке по святцам – Евдокия. Ну а после и свадьбу сыграли. Только детей Петра и Евдокии называли односельчане «турчанами», из-за турецкого происхождения матери. Так и закрепилась за ними впоследствии фамилия Турчаниновы. Совсем не редкая для казаков.
От тяжелой жизни, от крепостных порядков, бежали на юг из центральных русских губерний тысячи и тысячи крестьян. Образовывали свои селения, обрастали своими традициями. Селились на Дону и новгородские повольники, и рязанские казаки (и пусть вас не удивляет это название), и еще многие другие. Уже в шестнадцатом веке знали русские государи, что на окраине их владений обитает вольнолюбивый народ – казаки. А 28 августа 1671 года донское казачество присягнуло на верность царю Алексею Михайловичу. Обещали не замышлять против государя и не иметь отношений с иностранными державами. А два с половиной десятилетия спустя появились крепости Петровск и Павловск в бассейне Дона.
Впрочем, обещание своё казаки не сдержали – при Петре I подняли восстание, которое к 1708 году было подавлено. Пришлось снова присягать на верность!
Присоединялись к казакам вчерашние крепостные, и сразу же меняли свой уклад жизни. Подстраивались под местных. А чтобы их не смогли вернуть обратно, придумывали для новичков легенды: дескать, Василия этого мы знаем сызмальства. Его подобрал у какой-то дороги наш казак и воспитал как своего сына. «С Дона выдачи нет», - известная фраза.
Так что все свои прежние корни, все взгляды, которые были у беглеца, приходилось моментально забывать. Не из Владимирской губернии он прибыл, а местный, Донской казак.
«А есть разница?» - спросите вы.
Есть. Точнее, была именно тогда, на том временном отрезке.
Все довольно сложно. В прошлые столетия казаки держались обособленно, хотя были православными, жили на территории Российской империи. Более того: казаки старались жениться на девушках своего круга, или привезённых из военных походов. И потому они даже внешне сильно отличались от жителей центральных губерний.
Начнем с того, что история Самиры – далеко не единственная. Пленная турчанка стала матерью поэта Жуковского, в семье князя Голицына воспитывалась девочка, подобранная на развалинах турецкой крепости, да и литературный персонаж, дед Григория Мелехова, тоже был женат на турчанке. И это не абстрактная выдумка автора, а часть биографии самого Шолохова.
Нередко потомкам от таких союзов давали новую фамилию – Турчин или Турчанинов. 24 декабря 1822 года в станице Константиновской, войска Донского, родился мальчик Ваня Турчанинов. Нетрудно догадаться, откуда взялась его фамилия. Ребёнок вырос, дослужился до полковника русской императорской армии, а потом судьба забросила его в США, где он стал… бригадным генералом армии северян во времена войны Севера и Юга. И звали его там Джон Бэзил Турчин. Приключений Джона Турчина хватило бы на целый сериал! За невероятные военные таланты ему быстро доверили 8-ю бригаду дивизии Митчелла, состоящую из четырёх полков. И Джон Бэзил железной рукой навел там такую железную дисциплину, что его бригада считалась одной из лучших в Армии Соединённых Штатов.
К сожалению, с женой Надин у него не было детей. Но Турчин очень привязался к соседскому ребёнку и даже оставил ему наследство.
Казаки два века подряд привозили в качестве жён черкешенок, болгарок, татарок… Вот поэтому частенько казаки были смуглыми, темноволосыми, темноглазыми. Даже женская одежда казачек долгое время включала в себя кубелек – нарядное расшитое платье со множеством пуговок спереди, напоминающее турецкий национальный костюм.
«А жен себе красных и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем», - гласит знаменитое казачье письмо турецкому султану.
Привозили красавиц из походов, потому что долгое время на заселяемых южных территориях ох как не хватало женщин. Со временем, когда населения стало больше, жениться стали преимущественно «на своих». То есть, на казачках. Русские девушки из обычных семей редко рассматривались как кандидатки в казачьи жены. А вот казачки замуж выходили свободнее – я уже приводила пример графа, который взял казачку в жены.
На Урале, где тоже распространилось казачество, поступали таким же образом. Сначала, преимущественно, везли полонянок. Ну а потом браки заключали среди своих. На Урале была еще одна причина не смешиваться с другими православными – это вера. Дело в том, что на Урал массово уходили селиться старообрядцы. А для них вопросы сохранения веры были первостепенно важными.
Вот так и получалось, что казаки два и больше веков назад жили своими селеньями, со множеством внутренних установок, со своими традициями и взглядами. Ну а потом, в двадцатом веке, ситуация стала иной. Не было уже таких строгих взглядов на то, что браки нужно заключать между собой. Да и полонянок уже никто не вез - закончились русско-турецкие конфликты. Произошел эффект "плавильного котла", который привел к созданию одного народа. Потому что, вне всякого сомнения, казаки - это тоже русские люди.
К слову, казаки считались не только искусными воинами, но и хранителями уникальных традиций. Одной из таких была их особая музыка. Казачьи песни, наполненные героическими сюжетами, глубокой лирикой и мощным духом свободы, исполнялись с характерным размахом. Инструментальная музыка тоже имела своё место – легендарная казачья балалайка использовалась для создания необычных мелодий, которые часто становились частью обрядов. Эти песни и мелодии дошли до наших дней, продолжая вдохновлять современных исполнителей и исследователей русской культуры.
Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.