Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life

Как легендарный Як-9Т отучил немцев ходить в лобовые атаки?

Обновлено 18.10.2025 в 10:00
28 марта 2025
Юрий Попович

Советская авиационная школа времен Второй мировой войны разительно отличалась от подходов, принятых в других странах. Вступая в Великую Отечественную войну, Советский Союз имел в своем распоряжении самолеты Як, МиГ и ЛаГГ, выполненные преимущественно из дерева и полотна. Такая конструкция далеко не идеально сочеталась с мощным наступательным вооружением, а также страдала от недостатка производительных авиационных двигателей.

Если Ла-5 мог похвастаться сбалансированным вооружением в виде двух 20-мм пушек ШВАК, то истребители Як несли лишь одну пушку того же калибра в сочетании с парой 12,7-мм пулеметов БС. Этот боевой комплект по своей мощности был сопоставим с одним из самых распространенных вариантов вооружения немецких Messerschmitt Bf 109 (версии F и G), оснащенных одной 20-мм или 30-мм пушкой (например, MG 151/20 или MK 108) и двумя 13-мм пулеметами MG 131. Однако ключевое преимущество немецких самолетов заключалось в их цельнометаллической конструкции, в то время как советские машины были сделаны из фанеры и полотна, что значительно снижало их живучесть в бою.

Статистика воздушных боев за 1942-1943 годы наглядно демонстрирует, что немецкие летчики часто предпочитали не уклоняться от лобовых атак, особенно когда речь шла о Focke-Wulf Fw 190, вооруженных двумя 13-мм пулеметами MG 131 и четырьмя 20-мм пушками MG 151/20, обладающими огромной огневой мощью. При этом в СССР не ставили перед собой задачу создать специализированный самолет, способный вести лобовые атаки. Як-9Т задумывался как универсальная машина, выполняющая как функции истребителя, так и штурмовика, способного эффективно поражать бронированные цели противника с верхней полусферы.

Главной ударной силой Як-9Т стала выдающаяся по своим характеристикам 37-мм пушка НС-37, разработанная Нудельманом. При массе в 150 кг и длине ствола 2230 мм (60 калибров) это орудие обеспечивало скорострельность 240 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда составляла 880 м/с, что превосходило все другие авиационные орудия, использовавшиеся в советской истребительной авиации. Боекомплект включал 30 снарядов, представленных осколочными и бронебойными вариантами массой 735 и 760 г соответственно.

Чтобы установить столь крупнокалиберное орудие на Як-9, конструкторам пришлось немного сместить кабину пилота на 40 см назад, однако даже после этого ствол выступал из втулки винта на 15 см. В результате пришлось пожертвовать одним топливным баком, что несколько уменьшило дальность полета машины. Впоследствии для исправления этого недостатка была разработана версия Як-9ТД (танковый дальний), однако по своей сути она уже больше напоминала легкий штурмовик, хотя и без броневой защиты.

Несмотря на свое название, «танковым» в полном смысле слова Як-9Т так и не стал. Опыт боевого применения в атаках на немецкие бронемашины свидетельствует о специфике его использования. Летчик Иван Кожемяко вспоминал, что атака танков осуществлялась практически отвесным пикированием с высоты 800-900 метров, под углом около 70 градусов, при минимальном упреждении. По его словам, крупные танки, такие как «Тигры» и «Пантеры», не представляли сложной цели для попадания. Однако далеко не всегда даже точное попадание приводило к мгновенному уничтожению цели. В половине случаев трассирующие снаряды просто втыкались в броню без видимого эффекта, а иногда танк загорался, но взрывов, как правило, не происходило.

Одним из главных недостатков пушки НС-37 был мощный импульс отдачи. После каждого выстрела самолет испытывал резкий толчок, что негативно сказывалось на точности стрельбы, особенно при ведении огня очередями. Кроме того, прицельное оборудование оставляло желать лучшего – летчик использовал механический кольцевой прицел ВВ-1 (воздушный визир), который состоял из кольца в кабине и мушки на фюзеляже. В ряде случаев пилоты использовали пулемет для пристрелки перед залпом из пушки. При этом маневренный бой на Як-9Т был крайне нежелателен, поскольку самолет был слишком тяжелым для этого. Более маневренные Як-7 и Як-9 с меньшей нагрузкой на крыло лучше подходили для таких задач. Еще одной проблемой являлось отсутствие дульного тормоза, что приводило к тому, что пилот имел возможность сделать всего 2-3 прицельных выстрела, а последующие зачастую уходили мимо цели. Кроме того, после залпа кокпит заволакивало пороховым дымом, что временно снижало видимость приборов. Если при штурмовых атаках можно было приоткрыть фонарь для лучшей видимости, то в воздушных боях это было крайне нежелательно.

Тем не менее, в борьбе с бомбардировщиками Як-9Т проявил себя просто великолепно. Его отличная баллистика позволяла вести огонь с дистанции до километра, что помогало избегать плотного огня бортового вооружения тяжелых самолетов. Кроме того, он показал хорошие результаты при атаке легкобронированных кораблей, особенно эффективно действуя на Черном море. Однако его ключевым достижением стало то, что он фактически заставил немецких летчиков отказаться от лобовых атак, что серьезно подорвало их боевой дух, так как этот маневр ранее был их фирменной тактикой.

В результате Як-9Т нельзя назвать временной машиной, созданной лишь в рамках срочной необходимости. Это был узкоспециализированный, но крайне эффективный самолет, выпущенный в количестве 2748 экземпляров. Его эксплуатация требовала от пилотов высокого уровня мастерства, поэтому за его штурвал чаще всего садились летчики-снайперы. Именно это объясняет как его высокую результативность, так и сравнительно низкие потери среди экипажей, использовавших эту машину в боевых условиях.

В тренде 🔥
Сбер стал оператором для путешественников: eSIM дешевле роуминга
Когда вы слышите слово «Сбер», на ум приходят банковские продукты, кредиты, доставка — но точно не телеком. Однако в октябре 2025 года банк официально заявил: теперь он и оператор связи.
Сбой «ВКонтакте» 17 октября: почему «падает» крупнейшая соцсеть страны
«ВК не работает»: утро, когда вся страна заметила
Android 16 пришёл на Galaxy S23: фишки, о которых мало кто знает
Android 16 наконец доступен на Galaxy 23. Рассказываем о самых интересных фишках обновления.
Windows 10 уходит завтра: миллионы компьютеров останутся без защиты
Завтра заканчивается целая эпоха — Windows 10, операционная система, с которой многие начали свой цифровой путь.
ИИ-макияж в Google Meet: теперь можно не бояться включать камеру
Когда вы в следующий раз окажетесь на видеозвонке и не успеете «причесаться, накраситься, собраться» — просто включите режим ИИ-макияжа.
Яндекс готовит революцию: «Алиса» станет мощнее любого смартфона
Интрига: что готовит Яндекс и почему все говорят о «революции»
ClayRat — вирус, который выдает себя за вас: МВД бьёт тревогу
Вы получаете сообщение от друга с короткой ссылкой. Ничего подозрительного — ведь это знакомый человек.
Можно ли платить новым смарт-кольцом от Сбера: разбираемся в вопросе
Смарт-кольцо от Сбера буквально взорвало СМИ. Об основных функциях устройства сказано многое, но можно ли им оплачивать покупки?
Ai-функции Apple Intelligence в iOS 26: как включить в РФ и что ограничено?
К сожалению, Ai-функции в новом iOS 26 ограничены для россиян. Как же решить эту проблему?
VK превращает «Max» в суперприложение: Яндекс.Карты внутри, Google — за бортом
Представьте: вы открываете чат — и прямо там же видите карту города, строите маршрут, делитесь локацией, не покидая диалога.
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт