Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Как легко отличить хрусталь от стекла? Нет, не по звону!

Давайте поговорим о хрустале — материале, который, несмотря на своё звучное имя, далеко не всегда им является. И если подойти к вопросу строго с юридической или химической точки зрения, становится ясно: хрусталь как таковой — больше образ, чем научное определение. Его просто не существует в виде, в каком мы привыкли его воспринимать.

Всё началось в конце XVII века, когда один предприимчивый англичанин по имени Джордж Рейвенскрофт, вдохновлённый венецианскими технологиями, не столько украл, сколько творчески переработал их рецепты изготовления стекла. Усовершенствовав состав, он решил подчеркнуть уникальные качества своего продукта, дав ему красивое и уверенное имя — Crystal Glass. Название намекало на его кристальную чистоту и непревзойдённую прозрачность.

Венецианские мастера, надо сказать, и раньше знали, что добавление свинцового оксида придаёт стеклу особую ясность. Но по не совсем понятным причинам они ограничивали его количество, может быть, из осторожности или нехватки ресурсов. Рейвенскрофт, в отличие от них, не стал мелочиться и добавил в стекломассу свинца щедрой рукой. Результат превзошёл все ожидания — стекло засияло и заиграло так, что его и вправду можно было принять за драгоценный минерал.

Со временем слово "стекло" из названия исчезло, а "кристалл" или "хрусталь" остался. И начался его звёздный путь. Уже к XVIII веку изделия из этого материала с лёгкостью проникли на все значимые рынки мира. Эффект от появления хрусталя был сродни лавине — спрос рос, а с ним и цена. Продавцы получали огромную выгоду, ведь любое изделие, называемое хрусталём, автоматически становилось элитным. Да что там — даже самые простые лавочники, которым удавалось заполучить хоть немного этого сияющего материала, наживались на нём, как на золоте. Люди жаждали иметь дома хотя бы один предмет из сверкающего, поистине волшебного стекла, которое в лучах света переливалось, как сказочное украшение.

Причины были самые разные. Одни хотели насладиться эстетикой, другим было важно не отставать от соседей, третьи пытались произвести впечатление или доказать себе и окружающим, что тоже чего-то стоят. Показать, что ты "в кругу", было почти обязательным. И это стремление к хрусталю сохранялось на протяжении целых трёх столетий. Даже в ХХ веке он ещё считался символом достатка и изысканности.

Со временем, конечно, ажиотаж поутих. Разрыв в цене между обычным стеклом и свинцовым стал сокращаться, и всё же, даже сегодня бокалы из хрусталя обойдутся значительно дороже своих стеклянных собратьев. Хотя, если уж быть откровенными, и то и другое — всё же стекло, просто с разной историей и немного иным составом.

Создание настоящего хрусталя требует определённых затрат. Тут и особые виды кварцевого песка, и специфические добавки вроде оксида свинца или бария, и температурные нюансы, и требования к чистоте сырья. Нельзя допустить даже малейшего количества оксида железа, который придаёт зелёный оттенок. А если он всё-таки попадает, приходится использовать дополнительные технологии, чтобы его нейтрализовать. Всё это требует усилий, но даже они не всегда оправдывают кратный рост цены. Когда разница в стоимости доходит до нескольких сотен процентов, у внимательных людей возникает закономерный вопрос — а что, если просто создать что-то похожее?

Так рынок наводнился подделками. Мастера стали делать стекло, в которое добавляли немного свинца, и называли это хрусталём. Иногда дело доходило до полной имитации — внешне всё блестит и сверкает, но на деле — ни звучания, ни прочности, ни качества. И всё же продавцы с радостью убеждали клиентов, что перед ними именно хрусталь. Особенно охотно этим занимались антиквары и производители, выпускавшие сразу две линейки: одну — настоящую, другую — подешевле, но внешне почти неотличимую.

Этот трюк был особенно популярен у немецких и чешских компаний. Они хорошо понимали, что состоятельный покупатель выберет дорогую вещь ради статуса. А менее обеспеченные, но стремящиеся не отставать, с удовольствием приобретали копии, выдавая их за подлинники. И ведь работает. И сегодня люди берут машины в кредит, чтобы производить впечатление, и живут потом впроголодь, лишь бы поддерживать нужный имидж. Впечатление — оно ведь дорого стоит, часто дороже самой вещи.

Так вот, как же отличить подлинный хрусталь от обычного стекла или от его чуть улучшенного собрата? Мнений на этот счёт множество. Кто-то говорит о характерном звуке, который издаёт бокал при проведении по его краю влажным пальцем — мол, хрусталь поёт, а стекло — нет. И действительно, мелодичный звон хрусталя трудно спутать. Однако нужно ли иметь абсолютный слух, чтобы точно распознать разницу? Многие ведь просто не услышат тонких нюансов.

Существуют и другие способы, например, предлагают опустить изделие в воду, мол, коэффициент преломления разный и поведение лучей тоже. Но кто, скажите, будет в магазине измерять углы и наблюдать за искривлением света в стакане? Это звучит красиво, но на практике неприменимо. Есть мнение, что хрусталь тяжелее — это правда, свинец придаёт массе. Но разве у вас есть два абсолютно одинаковых бокала — один из стекла, другой из хрусталя — чтобы сравнить? Вот и я сомневаюсь.

Говорят, что хрусталь прочнее, и это тоже близко к истине. Он и вправду более эластичен и устойчив к ударам. Только вот проверять это в магазине, бросая бокалы об пол, вряд ли получится. Особенно если хочется вернуться туда снова.

Самый надёжный, хотя и ироничный способ — воспользоваться спектрометром. Да-да, взять его из домашнего набора химика-любителя, растолочь бокал в пыль и провести спектральный анализ. Но если серьёзно, такой аппарат стоит баснословных денег и явно не входит в базовый арсенал покупателя посуды.

Однако есть способ куда проще и эффективнее. Всё, что нужно — ультрафиолетовая лампа. В полной темноте достаточно направить её на интересующее изделие, и всё станет ясно. Если вы видите зелёный свет — перед вами обычное стекло или подделка, содержащая примеси железа. А вот если посуда отзывается на ультрафиолет холодным голубым свечением, это и есть настоящий хрусталь. Причём оттенок может варьироваться в зависимости от содержания свинца — чем его больше, тем интенсивнее и ярче сияние.

Такой фонарик можно купить буквально за несколько сотен рублей, и он с лёгкостью заменит утомительные и часто ненадёжные способы распознавания. Именно этим методом пользуются профессионалы: коллекционеры, эксперты, антиквары. Так что если у вас дома есть посуда, происхождением которой вы сомневаетесь — выключайте свет, включайте ультрафиолет и дайте ей возможность раскрыть свою истинную сущность.

Смотрите также
Это не жизнь! Почему я переехала из Сочи обратно в деревню?
Жизнь в Сочи не так радужна, как многие представляют. К сожалению, многим не нравится этот город, и на то есть причины.
Как превратить гору веток в золото для участка?
Гора обрезанных веток, кучи прошлогодней листвы— знакомый пейзаж для любого владельца загородного участка
Почему старые срубы стоят по 200 лет, а новые ветшают за одно поколение?
Не задумывались, почему старые срубы служат несколько веков, а новые гниют уже через пару десятков лет?
Что установщики натяжных потолков никогда не расскажут заказчику?
Обычно эти факты о натяжных потолках тщательно скрывают, но вы должны знать всю правду!
Как на работе и в дороге питаться домашней едой, а не фастфудом?
Домашняя еда — лучший вариант, но как сохранить её вкусной и удобной для транспортировки?
Почему в Европе от сайдинга отказались, а мы его все лепим и лепим?
За пределами России сайдинг перестал быть актуальным уже давно. Но почему у нас он все еще популярен?