Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Как неудачная попытка поменять лампочку погубила 86 человек?

Если вы, находясь в компании, начнёте, скажем, чинить розетку, уже через минуту вокруг вас соберутся все присутствующие и начнут наперебой давать советы, выхватывать инструменты из рук и забывать обо всём на свете. Кажется, это неотъемлемая черта человеческой натуры, и сегодняшняя история прекрасно это иллюстрирует.

Перенесёмся в далёкий 1972 год. За полчаса до полуночи 29 декабря самолёт Lockheed L-1011-385-1 TriStar, который всего полгода назад сошёл с конвейера, готовился к посадке в аэропорту Майами. Он вылетел из Нью-Йорка два часа назад, но был вынужден уйти на второй круг из-за проблем с выпуском носовой стойки шасси. На самом деле проблема была несерьёзной, но требовала времени для решения, поэтому экипаж направил самолёт в зону ожидания на высоте 660 метров и занялся устранением неполадок.

Ирония в том, что причина была до смешного банальной: перегорела лампочка-индикатор, хотя сама стойка шасси вышла и зафиксировалась без проблем. Более того, экипаж знал об этом, так как подобное уже случалось раньше. Погода была отличная, топлива хватало, самолёт новый, экипаж опытный – казалось, что может пойти не так? Пилоты включили автопилот и занялись решением вопроса: бортинженера отправили проверить стойку, а сами они начали выкручивать лампочку, чтобы убедиться, работает ли она.

И тут сработал тот самый эффект, о котором говорилось в самом начале. Командир и второй пилот так увлеклись выкручиванием лампочки, что забыли обо всём на свете. В тесноте кабины они случайно отключили режим удержания высоты, а затем, вероятно, задев штурвал, начали незаметное снижение. Была глубокая ночь, вокруг царила темнота, и визуально снижение было незаметно. Бортинженер, правда, услышал сигнал о потере высоты, но его не было на месте, а остальные были слишком заняты лампочкой, чтобы обратить внимание на такой пустяк.

Отвлечь их смог только звонок от диспетчера Майами, который давал разрешение на разворот. Второй пилот, вернувшись к управлению, взглянул на приборы и тут же забыл и про стойку, и про лампочку: высотомер показывал, что самолёт стремительно теряет высоту. Оставалось всего семь секунд, и теперь главным «героем» вечера стал высотомер, полностью затмив собой лампочку. В 23:42, на скорости 365 км/ч, самолёт врезался в болото в тридцати километрах от аэропорта. Из 163 человек на борту выжили только 77.

Окончательно разобраться с «ламповым вопросом» пришлось экспертам NTSB. Они подтвердили, что стойка шасси была в полном порядке, и все усилия экипажа оказались напрасны: если бы они всё-таки выкрутили лампочку, то убедились бы, что их подозрения были верны.

Интересный факт: крушение рейса Eastern Air Lines 401, о котором идёт речь, стало одной из первых авиакатастроф, где на борту самолёта находились бортовые самописцы (так называемые «чёрные ящики»), что значительно помогло в расследовании. Однако это событие также привело к важным изменениям в авиационной индустрии. После этой трагедии авиакомпании и регуляторы стали уделять больше внимания обучению экипажей работе с автоматизированными системами и предотвращению так называемого «тоннельного зрения» — ситуации, когда пилоты настолько увлекаются решением одной задачи, что теряют контроль над общей ситуацией. Это стало важным шагом в повышении безопасности полётов.

Смотрите также
Почему Калашников так и не одобрил перевод АК на калибр 5.45?
Изначально в СССР массово использовались патроны калибра 7.62. Но позже состоялся массовый переход на 5.45, чем был очень недоволен сам Калашников.
Почему, переходя пути, никогда нельзя наступать на рельсы?
Наступать на рельсы при переходе через железнодорожные пути опасно, и вот почему!
У русских с какими фамилиями предки были знахарями и колдунами?
А вы верите в колдунов и знахарей? Говорят, что фамилия человека может рассказать о мистических способностях его предков!
Почему первые соковыжималки считались неприличным прибором?
Как кухонная утварь неожиданно стала поводом для скандалов
Где в СССР жилось лучше всего? Богатейшие республики
Говорят, что в СССР жилось хорошо. Правда, некоторые республики жили куда лучше остальных — о них мы и расскажем!
Почему только дурень будет лить бетон для отмостки?
Оказывается, для отмостки не обязательно заливать периметр дома бетоном. Есть практичная, недорогая и, что главное, эффективная альтернатива!