Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Как работал «рельсовый червь» советских партизан, который ненавидели фашисты?
8 марта 2025

Однажды Иосиф Виссарионович Сталин произнёс фразу, которая впоследствии обрела историческую значимость: "Один партизан в тылу врага стоит сотни бойцов на фронте!" Эти слова оказались пророческими, ведь в годы Великой Отечественной войны партизанское движение стало для захватчиков настоящим кошмаром. Никто не мог предположить, что сопротивление советских граждан за линией фронта окажется столь мощной силой, способной внести решающий вклад в разгром врага. Масштаб народного сопротивления поражал – к партизанским формированиям присоединилось около миллиона бойцов, которые за четыре года ожесточённых боёв сумели уничтожить, ранить или взять в плен свыше полутора миллионов солдат противника.

Партизаны наносили огромный ущерб фашистским войскам, устраняя тысячи единиц боевой техники. Они уничтожили более 4500 танков и бронемашин, подорвали и вывели из строя 66 тысяч транспортных средств, в том числе грузовики и легковые автомобили. Их деятельность распространялась даже на вражескую авиацию – партизаны сумели сбить более 1150 самолётов, многие из которых были уничтожены прямо на аэродромах. Огромное количество артиллерийских орудий было приведено в негодность, а склады с оружием и провизией подверглись тотальному разгрому. Разрушениям подверглись тысячи километров проводной связи и сотни нефтебаз, что ещё больше осложняло положение оккупантов.

В 1943 году началась одна из самых масштабных и дерзких операций советских партизан, получившая название "Рельсовая война". Немцы на собственном опыте узнали, что означает их же выражение "полный швах". 25 июня 1943 года Центральный комитет КП(б) Белоруссии принял решение о развертывании диверсионной войны против вражеских железнодорожных коммуникаций. Через несколько недель, 14 июля, Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ начать операцию, которая объединила усилия партизан Белоруссии, Смоленщины, Ленинградской, Орловской, Калининской и Украинской областей. Народные мстители провели более 252 тысяч мини-диверсий и 95 тысяч атак на железнодорожные линии противника.

За период с 1943 по 1945 год партизаны организовали 21 400 крушений эшелонов, уничтожили 116 бронепоездов, повредили более 16 800 паровозов и около 171 000 вагонов. Разрушениям подверглись 253 железнодорожных узла, сотни тысяч рельсов были разобраны или выведены из строя, а почти две тысячи мостов были подорваны. Гитлеровцы пребывали в ужасе, но их попытки восстановить железнодорожные пути лишь приводили к новым потерям.

Отчаянные письма немецких солдат, такие как послание ефрейтора Руперта Кода своей невесте, наглядно иллюстрировали уровень страха среди оккупантов. В одном из писем он делился переживаниями о том, что партизаны устраивают засады прямо под боком у немецких частей, нападают на эшелоны и даже не дают спокойно передвигаться по захваченной территории.

Выдающиеся успехи советских партизан стали возможны не только благодаря их храбрости, но и за счёт технических новшеств. Одним из таких изобретений стала диверсионная система, созданная лейтенантом Шавгулидзе. Этот умелец разработал специальный клин, который, будучи прикреплённым к рельсам, обеспечивал сход состава с путей и полное разрушение поезда. Это устройство активно использовалось, когда партизаны могли заранее подготовиться к атаке. Однако возникала проблема при экстренном отступлении – у бойцов просто не оставалось времени на установку таких ловушек.

Оказалось, что решение подобной задачи было найдено ещё в 1915 году. Во время отступления русской армии в Галиции и Польше перед командирами встал вопрос: как быстро разрушить железнодорожные пути, если не хватает ни минёров, ни взрывчатки, ни времени? Именно тогда подпрапорщик Червяк из 4-го железнодорожного батальона предложил оригинальный метод уничтожения рельсов, который назвали в его честь. Этот способ оказался невероятно простым: всё, что требовалось, – это паровоз и специальное устройство, которое позволяло эффективно ломать рельсы при движении.

В дальнейшем этот метод, получивший название "Рельсовый червяк", активно применялся партизанами Великой Отечественной войны. Если ранее диверсанты могли пускать поезда под откос, но не имели возможности уничтожать сами железнодорожные пути, то с появлением "червяка" ситуация изменилась. Конструкция устройства была элементарной: из рельса делали своеобразную петлю, которая должна была быть шире колеи, а затем крепили её к паровозу. Когда поезд начинал движение, изогнутая форма "червяка" ломала рельсы и отделяла их от шпал. Такой метод позволял быстро приводить в негодность огромные участки путей, что превращало восстановление железнодорожного сообщения в практически невыполнимую задачу.

Простота производства делала "червяка" особенно ценным для партизан. Его могли изготовить даже в кустарных условиях, не прибегая к сложным инженерным процессам. Немцы были в ярости, но не могли ничего противопоставить этим методам.

Интересно, что к концу войны, когда немецкие войска сами начали терпеть поражение и вынуждены были отступать, они решили использовать аналогичную тактику. Для разрушения путей снабжения Красной Армии нацистские инженеры разработали специальное устройство под названием "Крюк". Однако время уже было упущено, и эти меры не смогли предотвратить неизбежный крах Третьего рейха.

Смотрите также
Как отпраздновать день рождения с пользой для ребенка?
Хочется, чтобы праздник стал по-настоящему запоминающимся, творческим и развивающим?
Не дайте себя облапошить: все уловки продавцов пиломатериалов
К сожалению, недобросовестных продавцов на рынке пиломатериалов хватает. Рассказываем, как их распознать и не остаться обманутым.
Секрет происхождения и настоящее значение имени «Дмитрий»
У каждого имени своя история. Но мало кто знает, насколько глубока история имени «Дмитрий».
Разница есть! С какой стороны в розетке должна быть фаза?
Одни электрики считают, что фаза в розетке должна быть справа, другие же утверждают, что слева. Но кто прав?
Кем была Жанна Фриске по национальности и что значит эта фамилия?
У знаменитой российской певицы Жанны Фриске была весьма запоминающаяся фамилия. Но мало кто знает, как эта фамилия появилась.
Почему я больше не точу лопаты болгаркой? Есть способ получше!
Заточка лопаты может вызвать затруднения, но только не в случае, если вы используете ЭТОТ метод!
Хотите видеть меньше сообщений? Зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт