Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
Какая страна первой создаст истребитель шестого поколения?
22 февраля 2025

В 1997 году Соединенные Штаты Америки начали производство первого в мире серийного истребителя пятого поколения — F-22 Raptor. Этот шаг положил начало неофициальному мировому соревнованию за овладение технологиями, необходимыми для создания истребителей нового поколения. На данный момент США считаются лидерами в этой гонке, что в основном объясняется сроками разработки и массового производства моделей F-22 и F-35. Эти самолёты стали первыми серийными представителями своего класса, относясь соответственно к тяжелым и легким истребителям. Однако при разработке боевых машин шестого поколения американские инженеры могут столкнуться с куда более серьезными сложностями.

Одним из ключевых аспектов, отличающих будущие истребители шестого поколения от нынешних моделей, является новый тип двигателей. Вектор развития авиации неизбежно приводит к созданию гиперзвуковых силовых установок, что значительно повысит скорости полётов. Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель способен вывести воздушный бой на принципиально иной уровень, увеличивая скорость самолётов до 8–9 чисел Маха, что соответствует примерно 9–11 тысячам километров в час.

Стремление достичь таких скоростных показателей приведёт к значительным затратам и технологическим вызовам. Контроль и управление на таких скоростях потребуют новых авиационных материалов, отличающихся высокой прочностью и термостойкостью. Вполне возможно, что инженеры вновь обратят внимание на титан, широко применявшийся в период холодной войны. Однако использование этого металла увеличит массу самолёта, что потребует дополнительных решений в аэродинамике и конструкции.

Высокотехнологичные материалы и инновационные инженерные решения неизбежно приведут к увеличению стоимости нового поколения боевых машин. Если цена одного F-35 сегодня составляет около 70–100 миллионов долларов, то стоимость истребителей шестого поколения может вырасти до 200–250 миллионов за единицу. В эту сумму войдут не только передовые системы управления и гиперзвуковые двигатели, но и уникальные технологии, такие как интеграция самолёта в цифровое поле боя и работа в сетевых центрах управления.

Одним из ключевых элементов нового поколения истребителей станет оружие направленной энергии. Разработка лазерного и микроволнового вооружения откроет новые перспективы в борьбе с ракетными угрозами и позволит более эффективно выполнять боевые задачи. Однако остаётся открытым вопрос о необходимости присутствия пилота в кабине. Многие западные аналитики склоняются к тому, что боевые действия будущего будут полностью беспилотными, однако опытные пилоты и испытатели придерживаются иной точки зрения, утверждая, что человек в кабине обладает уникальными качествами, которые не могут быть заменены искусственным интеллектом.

Ведущие мировые державы уже ведут активную работу над созданием собственных истребителей шестого поколения. В США этот процесс идёт в рамках программы NGAD (Next Generation Air Dominance). Разрабатываемая машина, по предварительным данным, будет оснащена двумя новейшими двигателями, создаваемыми в рамках программы AETP. Два главных кандидата на эту роль — General Electric XA100 и Pratt & Whitney XA101. При этом первый из них изначально проектировался для F-35 и нуждается в серьёзной модернизации, прежде чем его можно будет адаптировать под требования нового поколения.

США начали проектирование уникального боевого самолёта ещё в 2014 году. В 2020 году стало известно, что полноценные летные прототипы могут появиться уже в 2025 году. NGAD разрабатывается как замена истребителям F-22, при этом инженеры планируют сохранить классическую аэродинамическую схему без сложных передних оперений и дополнительных управляющих поверхностей. Несмотря на амбициозные планы, сложности с разработкой гиперзвуковых двигателей могут значительно замедлить процесс производства.

Собственные проекты боевых самолётов нового поколения разрабатывает и Великобритания. Ведущую роль в проекте под названием Tempest играет компания BAE Systems. Этот самолёт создаётся в рамках программы Future Combat Air System (FCAS). Первоначально к проекту должны были присоединиться Германия и Франция, однако к 2022 году Великобритания продолжала разработку самостоятельно. Планировалось, что ключевую роль в создании машины сыграет Япония, но из-за пандемии COVID-19 работы на её территории были приостановлены. В результате британские инженеры успели лишь создать макет будущего самолёта.

Проектирование Tempest сопровождается многочисленными трудностями, включая выбор материалов, разработку силовой установки и определение общей концепции планера. Представленный в 2019 году макет подтвердил, что машина создаётся в рамках традиционной аэродинамической схемы и внешне напоминает увеличенный F-22. К 2022 году Германия и Франция выразили заинтересованность в сотрудничестве, однако поставили перед разработчиками множество вопросов по технологии и общему ходу проекта. Подобные сложности испытывает и Япония с разработкой Mitsubishi F-X — для него до сих пор не созданы двигатель, авионика и вооружение.

Китай также не остаётся в стороне от гонки вооружений. В ноябре 2022 года в КНР был представлен макет будущего истребителя. В отличие от западных аналогов, китайские разработчики выбрали схему «бесхвостка» с интегрированными управляющими поверхностями. Судя по особенностям конструкции, предполагается создание двух версий самолёта — с разной дальностью действия, что напоминает американский подход к проектированию. Западные аналитики полагают, что китайский проект основан на технологиях, заимствованных у российского истребителя Су-35.

Россия также активно работает над собственным истребителем шестого поколения. В 2016 году руководство Объединённой авиастроительной корпорации официально подтвердило существование этого проекта. Тогда же стало известно, что первый испытательный полёт может состояться в 2023 году, что совпадает со сроками прогнозируемых испытаний NGAD в США. Уже определены основные характеристики машины: она будет одноместной, многофункциональной и сверхманевренной. Основу конструкции составят композитные материалы, а сам самолёт будет способен летать на гиперзвуковых скоростях.

По некоторым данным, российский истребитель шестого поколения получит как пилотируемую, так и беспилотную версии. На первом этапе его вооружение составят ракеты РВВ-БД, но в перспективе планируется оснащение гиперзвуковыми ракетами большой дальности. Судя по поступающим сообщениям, самолёт проектируется с учетом работы в условиях плотной системы ПВО противника. Ожидается, что он будет оснащён радаром с радиооптической антенной решеткой, что позволит ему эффективно применять вооружение против воздушных и наземных целей, находящихся под прикрытием средств радиоэлектронной борьбы. Возможно, он будет использоваться в тандеме с беспилотными модификациями Су-57, что позволит значительно расширить боевые возможности новейшего российского истребителя.

Смотрите также
Почему Калашников так и не одобрил перевод АК на калибр 5.45?
Изначально в СССР массово использовались патроны калибра 7.62. Но позже состоялся массовый переход на 5.45, чем был очень недоволен сам Калашников.
Почему, переходя пути, никогда нельзя наступать на рельсы?
Наступать на рельсы при переходе через железнодорожные пути опасно, и вот почему!
У русских с какими фамилиями предки были знахарями и колдунами?
А вы верите в колдунов и знахарей? Говорят, что фамилия человека может рассказать о мистических способностях его предков!
Почему первые соковыжималки считались неприличным прибором?
Как кухонная утварь неожиданно стала поводом для скандалов
Где в СССР жилось лучше всего? Богатейшие республики
Говорят, что в СССР жилось хорошо. Правда, некоторые республики жили куда лучше остальных — о них мы и расскажем!
Почему только дурень будет лить бетон для отмостки?
Оказывается, для отмостки не обязательно заливать периметр дома бетоном. Есть практичная, недорогая и, что главное, эффективная альтернатива!