Советская техника славилась выносливостью и надежностью, но среди стальных гигантов были и такие, что "ели" топливо литрами — буквально. Какой же грузовик оказался самым прожорливым в истории СССР? Спойлер: экономия явно была не его коньком.
В СССР особым спросом пользовались мощные армейские грузовики-вездеходы. Но мощность, как известно, требует жертв — в первую очередь, в виде бензина.
Этот легендарный военный грузовик был одним из самых распространённых в Советской армии. Его бензиновый двигатель (А-93) был настолько «жадным», что на трассе съедал около 65 литров на 100 км, а при полной загрузке и езде по бездорожью — до 100 литров. При этом он считался надежным и проходимым, что оправдывало такой аппетит.
А вот ЗИЛ-135, используемый как ракетный тягач, вообще стал рекордсменом: два двигателя делали его настоящей тягловой зверюгой. На 100 км пути в загруженном состоянии он требовал более 100 литров топлива. Но армия не жаловалась — ни грязь, ни снег, ни бездорожье ему были не помехой.
А теперь — главный герой топа. Настоящий чемпион по расходу топлива не поехал бы в бой, зато мог перевезти гору щебня за один рейс.
Карьерный грузовик, разработанный Минским автозаводом, стал самым прожорливым грузовиком в истории СССР — и, возможно, во всём мире. При полной загрузке он тратил до 110 литров топлива на 100 км!
Но всё это с лихвой окупалось: при мощности 360 л.с. он перевозил до 450 тонн груза, а окупался уже через 5 лет эксплуатации. Так что при добыче угля или гравия этот «топливный монстр» был настоящим спасением для экономики.
Вопреки астрономическому расходу топлива, эти машины обожали. Почему? Потому что делали то, что другим не под силу: везли, тянули, преодолевали и выживали там, где легковушки сдавались на первом километре.
Первая концепция БелАЗа была разработана ещё в 1946 году, сразу после войны. А первый грузовик сошёл с конвейера только в 1960-м — спустя 14 лет.