Top.Mail.Ru
  • Новинки
  • Эксклюзив
  • Хиты продаж
  • Акции
  • Сделано Apple
  • Рекомендуем
  • Novelizer
  • Для взрослых
  • Борьба с огнём
  • PREMIUM товары
  • Поиск по тегам
  • Статьи iG-Life
News Logo
«Колун не подведёт!»: за что в армии так любили знаменитый ЗИЛ-157?

Есть такие машины, которые мгновенно узнаешь, стоит только мельком взглянуть — благодаря частым появлениям в фильмах и сериалах. Один из таких легендарных грузовиков — ЗИЛ-157. Его часто путают с копией американского Studebaker, но это лишь внешнее сходство. На самом деле эта модель имеет собственную историю и характер. Выпуск начался еще в далеком 1958 году, и для техники такого класса возраст впечатляющий.

Когда на смену пришли более современные машины, такие как ЗИЛ-131 или УРАЛ-375, казалось бы, старые "Колуны" должны были отправиться на покой. Но командиры подразделений, несмотря на все приказы и распоряжения, изо всех сил старались сохранить их в строю. Объяснялось это не сентиментальностью, а реальной практической ценностью. Простота конструкции, проверенная временем надежность, и особое устройство мотора делали ЗИЛ-157 почти незаменимым.

Он мог быть отремонтирован в любом месте, буквально посреди поля. Когда колонна отправлялась на учения, среди техники обязательно присутствовал хотя бы один Колун — будь то с технической будкой, дизельной электростанцией или походной кухней. В то время как возвращение ЗИЛ-131 или УРАЛов могло быть под вопросом, все были уверены — Колун доберется до базы своим ходом.

Управлять этой машиной, однако, было задачей не из легких. Даже опытные водители с трудом справлялись с огромным рулевым колесом, ведь усилитель руля отсутствовал. Зимой, несмотря на полный привод большинства модификаций, его старались лишний раз не выводить на маршрут — управляемость и комфорт оставляли желать лучшего.

ЗИЛ-157 не только служил на дорогах и в армейских колоннах — он стал настоящей звездой экрана. Его массивный облик и внешнее сходство с американским грузовиком сделали его идеальным «героем» в военных и криминальных фильмах. Особенно зрителям запомнилась сцена из сериала "Место встречи изменить нельзя", где бандиты удирали именно на этом грузовике. Создается впечатление, что на экране машина набрала невиданную скорость, хотя в реальности она двигалась довольно медлительно. Кстати, от легендарного Studebaker 157-й унаследовал лишь пару задних мостов — всё остальное было полностью оригинальной разработкой.

В середине 50-х инженерам из СССР было не так просто освоить схему привода 6х6, поэтому первые версии ЗИЛ-157 вовсе не имели переднего привода. Их грузоподъемность тогда составляла лишь 2,5 тонны. Ситуация изменилась, когда удалось наладить производство надежных редукторов — после этого машина могла перевозить уже до 4,5 тонн. За годы производства было собрано около миллиона таких грузовиков, что само по себе уже говорит о востребованности модели.

Кабина, которая так пришлась по душе кинематографистам, досталась машине от предыдущей модели — ЗИС-151. Она была далека от комфорта, но имела одно преимущество: широкий диван, позволяющий разместить сразу нескольких человек. В начале 60-х годов в конструкцию внесли улучшения: появились телескопические амортизаторы, а коробку передач доработали, сделав управление более предсказуемым.

Но самой характерной чертой этого грузовика был мотор. Его отличала простота и универсальность. Однокамерный карбюратор и нижнее расположение клапанов в шестицилиндровом двигателе мощностью 109 л.с. позволяли использовать топливо любой марки, а при необходимости даже смеси бензина с керосином или дизтопливом. Такая всеядность была редкостью и делала ЗИЛ-157 особенно ценным в условиях отсутствия нормального топлива. Конечно, проблемы были — в частности, с баббитовыми вкладышами коленвала, но заменить их можно было всего за шесть часов. Для сравнения, на более новом ЗИЛ-131 такая операция требовала минимум двух дней.

По многим параметрам двигатель, созданный более семидесяти лет назад, не только выдерживал конкуренцию, но и превосходил современные ему моторы. Колун мог перевозить столько же груза, сколько и ЗИЛ-131, но расход топлива при этом был существенно ниже. Его мощная тяга особенно проявлялась на низких оборотах — пиковый момент приходился на 1100 об/мин, как у тракторных дизелей. Благодаря этому грузовик мог вытянуть почти любую технику из кювета, разве что гусеничные машины были ему не по зубам. Там, где ЗИЛ-131 приходилось везти в ремонт, 157-й вытягивал ситуацию сам.

Еще одной сильной стороной была конструкция рамы и мостов — мощная, с большим запасом прочности. Ходили слухи, что изначально эту модель создавали как основу для транспортёра. Версия с седельным тягачом действительно существовала, и такие машины оснащались усиленной подвеской и балансирными рессорами. Впоследствии от этой идеи отказались, но часть машин нашла применение в лесной промышленности. До сих пор можно встретить ЗИЛ-157, тянущие огромные стволы деревьев по бездорожью. Ни один другой грузовик того времени не мог похвастаться такой выносливостью.

Тем не менее, не всё было идеально. Слабое охлаждение двигателя часто приводило к перегреву, особенно в теплое время года. Подключение переднего моста также вызывало затруднения — рычаг требовал немалой физической силы. Ранние модели имели еще одну конструктивную особенность: шарнирные соединения в реактивных штангах были выполнены не из пластика, а из текстильного шнура, пропитанного густой смазкой. Такая система быстро выходила из строя, и водители предпочитали устанавливать детали от УРАЛа или создавать самодельные аналоги.

Любопытный факт — ЗИЛ-157 выпускался не только в СССР. В Китае эта модель производилась под названием Jeifang CA-30 с конца 50-х и аж до середины 80-х. И не исключено, что доработанные версии с модернизированным мотором и обновленной кабиной продолжают собирать и сегодня. Такая история доказывает: техника, сделанная с умом, может служить десятилетиями.

Смотрите также
Почему старые срубы стоят по 200 лет, а новые ветшают за одно поколение?
Не задумывались, почему старые срубы служат несколько веков, а новые гниют уже через пару десятков лет?
Что установщики натяжных потолков никогда не расскажут заказчику?
Обычно эти факты о натяжных потолках тщательно скрывают, но вы должны знать всю правду!
Как на работе и в дороге питаться домашней едой, а не фастфудом?
Домашняя еда — лучший вариант, но как сохранить её вкусной и удобной для транспортировки?
Почему в Европе от сайдинга отказались, а мы его все лепим и лепим?
За пределами России сайдинг перестал быть актуальным уже давно. Но почему у нас он все еще популярен?
Как я дважды уступил нижнюю полку за одну поездку, и оба раза был обманут
Уступать места — хорошая идея, но не когда речь идет о поездах. Вот почему такие поступки могут лишь навредить.
Как красить забор, стены или мебель быстро, ровно и в любом месте?
Многие до сих пор мучаются с устаревшими методами, тратя время, нервы и лишние деньги на материалы